Вступление



вторник, 1 ноября 2011 г.

Литературные приемчики




Не так давно я поменял подзаголовок журнала, вот теперь хотелось бы в отношении этого немного порассуждать. Действительно, если вы не заметили, у меня множество советов как надо писать, но советы эти очень уж специфические. Я рассказываю, как работать со словом на самом нижнем и тонком уровне, хотя почти не касаюсь сюжета. А вот остальные как раз о сюжете только и говорят. Я настаиваю, что надо учиться писать хорошо даже в самой проходной сцене, другие советуют эти сцены выкидывать. Может, у кого-то сложилось впечатления, что я просто в сюжете ни бум-бум? Так оно ошибочно. Я как раз в этом разбираюсь гораздо лучше, чем в том, о чем пишу в этом блоге. Просто я не желаю, во-первых, писать то же, что и другие, во-вторых, не хочу давать никому такие мощные рычаги влияния. Да-да, я не шучу. Потому что понимаю, как этими советами воспользуются. Но, давайте по порядку.


Под литературными приемами понимают те развития сюжета, которые максимально давят на психику читателя. То есть, многие так понимают, хотя это не так. На самом деле такие схемы – только часть литературных приемов. Их много, но давайте разберем пока несколько. Это приемы непосредственного влияния на психику читателя. Причем ими все охотно делятся. Да так это все выставляют, будто бы вот вам нате все секреты литературы на блюде!
Для начала вспомним несколько человеческих эмоций. Гнев, жалость, неприязнь, брезгливость, любопытство, грусть, страх. Гнев и страх тут – эмоционально наиболее сильные. Следом пойдет жалость, неприязнь, брезгливость, грусть и интерес. Это не все эмоции, разумеется. Просто взял для примера. А теперь взгляните: чем сильнее эмоция, тем легче ее вызвать – это раз. А еще примечательно, что чем эмоция слабее, тем она продолжительней. Возбужденный интерес может и на всю жизнь остаться, но гневаться или бояться всегда невозможно. Грустить можно и год, брезгливость и неприязнь тоже довольно продолжительны, а жалость, страх и ненависть нет. Во-от. Чувствуете, к чему я веду?
Вообще, во всем виновато кино. Именно привычка за два часа получать эмоциональное раздражение сделала из читателей эмоциональных вампиров. Потому им теперь подавай именно быстрые, но сильные эмоции. Читатель и зритель хочет несколько раз возбудиться за сеанс. Надо сказать, что фильмом куда труднее пробудить долгоиграющие эмоции. Можно, но тяжело. А вот книга тем всегда и отличалась, что играла именно на долгоиграющих эмоциях. Возьмите документальный фильм, два часа инфы вызывают интерес, но совершенно не трогают сильные ощущения. Книга же – нечто среднее между документальным фильмом и художественным. Есть в ней место для маневра. Но, я отвлекся. Вернемся к приемчикам, которые вызывают непродолжительные, но сильные эмоции.
На самом деле это вовсе не приемы, а просто сюжетные схемы, давящие на психику. Уже давно выяснили, на какие сюжеты человек реагирует наиболее сильно. Давайте их разберем в порядке убывания эмоций.
Гнев! НЕНАВИСТЬ!!! Самые сильные и легко возбуждаемые из перечисленных эмоций (хотя сексуальное возбуждение еще сильнее и еще легче вызвать, но об этом не будем). Очень просто возбуждают эти эмоции сюжетные линии, где давятся на: человеческие ценности, кумиров, устоявшиеся мнения и авторитеты. Ненависть и гнев просто вызвать, если в сюжете производится насилие над ребенком. Если ребенок попадает в множество опасных для жизни приключений, нервы так сами и щекочутся. Не к ребенку ненависть и гнев пробуждается, само собой, но к тем, кто ему угрожает. Гнев прекрасно можно вызвать, надавив на картинку читательского мировоззрения. Например, однополые отношения. Или патриотизм. Или вы думаете, альтернативная история не давит на ваш патриотизм? Гнев вызывает описание жизни успешных людей. Пополам с завистью, но это еще и гнев. Гнев великолепно вызывает сценарий мести. Месть – вообще, самый верный способ вызывать гнев. Если у парня убили любимую, или украли, если перса ограбили, унизили, надругались – сразу же вспыхивает ненависть к нигадяям. Потому сюжет мести так распространен. Их еще много, хватит на приличную статью только по гневу, но у меня пост и неприличный. Так что, продолжу.
Страх. Буу-у-у. Тоже очень сильная эмоция, тоже ее вызывать довольно легко. Если кому интересней узнать поподробней о страхе, можно почитать Кинга, у него целая книга на эту тему есть. Я рассмотрю только самый распространенный вид страха – от неизвестного и непознанного. Не зомби вызывают страх и не вампиры, но самый древний страх – то, что в темноте. То, что вне нашей жизни может быть что-то. Причем не всегда плохое. Даже хорошее отлично вызывает страх. Страх оттого, что ты не все правильно делаешь, что упустил вон сколько возможностей. Что ты сидишь тут, а жизнь где-то там. Ну, и классический страх перед «попробовать». Решиться. Я бы на месте этого персонажа никогда такого не сделал, - говорим мы себе, когда он прыгает с крыши стоэтажного дома в бассейн. Боязнь за жизнь персонажа – вот самый распространенный сюжетный ход. Когда его бьют, унижают и прочее, мы боимся, что и с нами такое может произойти. Но, в отличие от перса, сможем ли мы проявить все эти чудеса храбрости? Мы боимся за жизнь персонажа, ставя его на свое место, и боимся уже за свою жизнь. Страх перед неизведанным и за персонажа = закинуть перса в какую-нибудь далекую страну и над ним издеваться. Страх еще много чего вызывает, этого хватило бы на долгий, долгий разговор, но надо двигаться дальше.
Жалость. Опять же, жалость вызвать довольно просто. Начни мучить ребенка или животное. Пусть перса уволят. Пусть у него отнимут дом родной. Жалость соседствует со страхом и гневом. Опять же, все эти сюжетные линии сходятся в том, что герой попадает в неприятности или с ним несправедливо обращаются.
Неприязнь и брезгливость похожи, да не совсем. Но вызываются примерно одинаковыми сюжетными линиями – кровавыми, чрезмерно откровенными и омерзительными. Когда самое черное и грязное белье достается на поверхность, когда нам показывают самую интимно-грязную подкладку человеческой жизни. Эти сюжетные линии травмируют читательское воображение. Но по-настоящему это сделать не так уж и просто. Вызвать буковками омерзение, значит это омерзение прочувствовать самому. Надо обладать, что называется, больным воображением, чтобы вызвать брезгливость и неприязнь. Показать сволочность человеческую или сдвиг. Но, это в высшем проявлении. Обычно сюжет просто переполняют откровенными мерзостями. Кровь, кишки, дерьмо, сексуальные отклонения.
Грусть. Вот тут, пожалуй, уже и начинаются более сложные сюжетные построения. Грусть вызывают сюжеты атмосферные. Очень важно для вызывания грусти создать мрачную безысходную атмосферу. Постапакалипсис, допустим, построен на атмосферности. Искренняя безысходность – самый тяжелый по созданию вид грусти. А вот простой возвращает нас к страху. Помните, что я там упоминал? Мы боимся того, что могли бы сделать, и мы боимся этого чего-то не сделать. Грусть соседствует со страхом в этом, но самый ее распространенный разносчик – сюжет «все плохо». Что бы персонаж не делал, все у него идет не так. Да и конец предсказуем – не хэппи. На самом деле счастливый конец ничуть не оригинальнее конца несчастливого. Книги, где все сюжетные линии сходятся к неизбежно-плохому концу, вызывают грусть. Но это уже уровнем выше – грусть не мгновенная эмоция. Грустить можно долго.
Вот и подошли мы к интересу. Чтобы заинтересовать читателя, надо очень серьезно извернуться. У каждого интерес свой, чтобы найти общий, приходится выдавать… оригинальное. Да, а чего вы думали? Только необычное для человека по-настоящему интересно. Но необычное надо искать. Не пользоваться обычными схемами, навроде тех, что выше, но находить схемы новые. Как правило, интересность достигается неожиданной тематикой книги. Оригинальной идеей книги. Блестящими персонажами книги. Интерес возбуждается самыми сложными литературными инструментами: исследованием, оригинальностью, неоднозначностью. По-настоящему интересные книги вовсе не те, где дерутся через страницу, а через две трахаются. Нет. Эти книги просто эмоциональные. Они давят на читательские нервы. Как иголки такие. Пнул героя, а он возьми и отзовись в мозгу ненавистью к обидчику. Возьми красотку и спарь с главгером. А вот поставь перед персонажем дилемму, где нет однозначного выхода из положения, где все очевидные пути ведут к пиздецу, возникает интерес, а как же он будет выпутываться? Раскрой такую тематику, над которой никто до тебя не задумывался. Придумай совершенно оригинальную идею. Все это вызывает интерес, заставляет думать, а главное – задумываться.
Вот и решается вопрос, а какие книги следует писать? Интересные или эмоциональные? Ну, мы же видим, какие жанры самые популярные. Да хоть тот же любовный роман – самый эмоциональный из жанров. Но, напомню, что возбуждение проходит, а интерес остается. Надолго. А тут уж решать вам, писатели.
А если спросить моего мнения… Ну что ж. Конечно, нельзя полностью отбрасывать приемы чисто эмоционального влияния. Глупо не пользоваться в своем творчестве всеми инструментами. Но.
Но. Вместо того чтобы вызывать гнев, зависть, сексуальное возбуждение, отвращение – весь этот ворох эмоций, не лучше ли напирать на другое? Интерес, любовь, дружба. Тайна! О, это такое пространство для маневра! Рассказ. Где ты читателю что-то интересное рассказываешь. Просвещение. Надо же ведь стараться сделать человека лучше! Идеология. Да мало ли их?! Много. И все эти эмоции – долгоиграющие. Любая побьет гнев или мерзость. Надо стремиться к совершенству, писаки, надо. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий