Только не о писателях, а о персонаже с отклонениями в психике. То есть – о совершенно нормальном персонаже. Ага, у нас, в литературке, любят ненормальных. Даже больше того скажу: у нас нормальных персов не бывает. Каждый с пулей в голове. Потому и интересен.
Все тут довольно сложно, но интересно. Человек – комок разных комплексов. Их много, есть маленькие, есть большие. А еще страхов. Все мы чего-то да боимся. Начальства, пауков, мышей, змей и так далее. Если вы поздним вечером встречаете толпу молодых и пьяных людей, которые вдруг начинают даже просто обсуждать друг с другом, какая у вас постная рожа, большинство сделает вид, что не услышали. Ну, позубоскалит молодежь, ничего, поумнеют – говорим себе мы. Но как хотелось бы, словно в американских фильмах – кия-с-разворота! Но мы понимаем, сейчас мы на стороне слабой, даже захоти попробовать – проиграем. В лучшем случае наедимся насмешек и матов, в худшем – пизды получим. И тут ничего не сделать. Милицию только вызвать, как, кстати, самые адекватные и делают, но мы-то ведь любим со всеми трудностями справляться сами. Сами с усами, даже если дамы. Но самая логичная реакция – просто пройти, сделав вид, что не услышал. И они не со зла, а по глупости, да и нам одной гипотетической проблемой меньше. Но хочется же кия-с-разворота. Хочется.
Ситуаций таких может быть множество. Мы не грубим официантам в ресторане, опасаясь плевка в суп. Мы любезничаем с чиновником, чтобы он не устроил нам лишних проблем. Хитрим, изворачиваемся. А если дали отпор, как любим рассказывать после: эх, как я его приложил! Все в лоб высказал, он аж сдулся и подписал! Такими историями полнятся все кухни этой страны. Хотя, даже одна ситуация, когда ты «всем не показал», может испортить настроение надолго. А потом мы вздыхаем, прокручиваем ситуацию и жалеем, что не проявили «решительность». Думаем: а вот если бы еще раз… Но на самом деле поступили бы точно так же. Потому как это нормальный, взрослый, рациональный подход – не делать себе лишних проблем. Но где-то в глубине души мы в себе эту рациональность ненавидим. Где-то там мы хотели бы не бояться и действовать без ограничений. Вот просто раз – и все. Нет барьеров, нет стеснительности, нет страха. Мы верим, что корень многих проблем решается простым отказом от всех правил. Вот это и есть пример классического литературного героя. Он действует не как надо, а как правильно с его точки зрения. А уж убедить, что его точка зрения и есть верная – задача автора.
Ярчайшим примером супер харизматичного психа в вакууме является Ганнибал Лектер. Притягательность этого персонажа почти демоническая. А все именно потому, что он не действует так, как нам приходится. Он нарушает все правила в мире, где играют по правилам. И у него получается! Он богат, загадочен, умен, гениален даже. А все только потому, что больше не играет по правилам. Но тут есть еще пара моментов.
Самое простое, до чего додумывается типичный автор – наделить героя чем-нибудь «сверх». Сильный герой, красивый герой, умный герой – любого бери, он уже не играет по правилам. Сильный спокойно бьет толпы хулиганов; красивому все завидуют, его красота в мире серости дает ему восхищение окружающих; умный герой исполняет давнее заблуждение человека – что можно победить в споре только лишь умом, потому умный всех давит интеллектом, а грубой продавщице такое завернет, что она обалдеет и перестанет обсчитывать. Все это – не то. Это просто. Это даже из другой оперы – из физической неудовлетворенности собой, а не психической. Люди считают, что им для жизненного успеха не хватает вот чуть-чуть. Чуть-чуть мозгов, или жиру с талии скинуть, или бицепс в пару раз толще. Умные писатели действуют тоньше. Они используют сразу несколько нюансов.
Для начала, как где-то в глубине души человек собой недоволен, так там же где-то он с собой смирился. Смирился, что природа не наградила его мускулатурой, красивой мордой и тридцатью сантиметрами в штанах. И где-то там человек сам себе нравится. Он как бы собой недоволен, но силы воли исправить это у него нет. Потому человек стремится измениться не физически, а мозгами. В виду кажущейся простоты процесса. Чтобы стать красивее и сильнее, надо ходить в спортивный зал, чтобы умнее, учиться. А чтобы просто изменить мировоззрение, и тогда все плюшки мои – это тоже извечная человеческая мечта. Хотя, на самом деле, так измениться гораздо труднее, чем накачаться или прочитать пару сотен книг. Но кажется всем, что это – гораздо легче. Победить гипотетические страхи, и все будет в порядке. И мы сможем играть не по правилам в мире, где все скованно правилами.
Отсюда и самый привлекательный перс – обычный, но немножко сумасшедший. Вернее будет даже – не нормальный. Конечно, доктор Лектер – сумасшедший, доведенный до излишнего. Но обычный человек, отказавшийся играть по правилам – мечта живущего в социуме. Инстинкт самосохранения дан нам не зря, но правильно, но еще раз но – иногда так хочется его послать. Жить без страхов. И вот этот иногда-перс нам подсознательно симпатичен. Персонаж, отринувший законы общества и благодаря этому ставший в том обществе лидером. Он ничего не боится и может не думать о том, что будет если. Он действует сейчас и по исключительно его принципам.
Псих – очень хороший ход влияния в литературе. Пожалуйста, пользуйтесь им с осторожностью. Потому что тут очень тонка грань между этим подсознательным желанием отказаться от правил и отвратительным ублюдком, который на них демонстративно плюет. Обратите внимание, Ганнибал нам привлекателен, потому что он убивает именно тех, кто на правила наплевал. На правила приличия, вежливости и его, Ганнибала, вкусов. Он высокоморален, а не аморален. Просто мораль у него совсем иная. И сумасшедшим может быть убийца, насилующий детей, а этот перс вряд ли кому-то придется по вкусу. Да и вообще, пользоваться чуть-чуть сбрендившим персом, вызывающим интерес – одно. Взывающее именно к интересу. А пользоваться крайними проявлениями всяких психозов, чтобы вызвать отвращение – другое. Первое почетно, второе отвратительно.
ЗЫ следует отметить, что книга и жизнь это не одно и то же. Так что быть психом в жизни приведет вас только в сумасшедший дом. Для вашего же блага.
Комментариев нет:
Отправить комментарий