Вступление



пятница, 21 октября 2011 г.

Рекомендую почитать: Томас Харрис. Красный дракон, Молчание ягнят, Ганнибал, Ганнибал: Восхождение





Что-то забыл я про мою честную обязанность отягощать вас информацией о моих литературных вкусах. У меня аж пальцы трясутся, потому что я вам сейчас расскажу об одном из моих самых любимых писателях и книгах, что я перечитывал много, много раз. Итак, Томас Харрис и его сажища о Ганнибале Лектере.



Скачать можно тут. А теперь фсе почитают удивительную историю, как я начал читать Харриса.
Помню, было мне восемнадцать лет и я копил на новенький велосипед учился в колледже. Естественно, местом, с которого я начал знакомство с колледжем была библиотека. И вот там мне и попалась замызганная книга «Молчание ягнят». Признаюсь, я в то время особенно увлекался фантастикой и мистикой, а о психологической прозе даже и не слыхал. Да и нельзя было назвать «Молчание» чисто психологической прозой. Некое смешение жанра к триллеру, написанное ясным и простым языком. Хотя, это мне тогда казалось, что он простой и ясный, теперь-то я понимаю, что он простой и ясный…
Но простота эта глубока. Это почти насухо отжатый по смыслу текст – ничего лишнего. Я не говорю об оборотах и языке, само собой, читал я в переводе, а переводчики у нас не совсем тортовые. И тем не менее.
Стиль Харриса не забывается, благодаря его великолепной способности подмечать не просто детали, но детали разнообразные, интересные. Даже в походных сценах он великолепно описывает нам обстановку, рисует картинку, сцуко, очень борзо, но простыми словами. В каком-то смысле для меня его описания близки к идеальным. Если уж с кого и брать пример простого, ясного, подробного, но интересного описания – Томас Харрис вам в помощь. Харрис отчетливо понимает, что не только в сюжете дело, что один и тот же раз описывать стандартные детали – зло в вакууме. Потому у него детали яркие, незатертые, куда уж там нашим описателям леса, комнаты или забора. Описывая лес, можно описать деревья и листочки, как делают все, а можно найти вырезанное на коре слово «хуй» «любов», пивную банку, забравшуюся даже сюда, но не идти стандартным путем. Хотя, с описанием окружающего у многих наших писателей туго. Не умеють они опускать ненужные описания и вставлять интересные.
Но, вернемся к Харрису. Вторая сильнейшая черта – персонажи. Любого возьми, он мало того, что живой, так настолько живой, что пугает. Легкий налет сумасшествия и откровенное безумие так и сквозят во всех книгах. Зло тут совершенно не привлекательней добра, даже если вспомнить блестящего Ганнибала, его антагонистам хочется и сочувствовать и соучаствовать. И если в фильмах про Ганнибала доктор затмевает всех персонажей, в книгах ему отведена самая почтительная, но не главная роль.
В «Красном драконе» Ганнибал вообще едва виден на фоне шизофрении, собственно, Красного Дракона – Френсиса Долорхайда. Маньяк с раздвоением личности, приобретенным в результате неблагополучного детства. Рос без родителей под строгим контролем бабки, ненавидевший мать Френсиса. Закомплексованного мужчины с заячьей губой, влюбившегося в слепую девушку, но даже эта любовь не разрушила его безумия. Ганнибал же в книге выступает в роли серого кардинала и личного безумия для человека, его поймавшего – Уилла Грэма. Грэм – психолог, сотрудничающий с ФБР. Уилл и Ганнибал противостоят друг другу именно мозгами, а убийственным орудием оказывает Красный Дракон. Закрученный сюжет, гениальная проработка всех персонажей, определенно не самая простая книга из тех, что читывал.
В «Молчании ягнят» Харрис вводит еще один замечательный персонаж – Кларисс Старлинг. Новая фигура в руках доктора Лектера и новый игрок одновременно. В «Молчании» упоминается, что Уилл Грэм спился, так что, технически, проиграл доктору Лектеру. И именно в «ягнятах» мы видим, какое же чудовище есть утонченный Ганнибал-каннибал. Сам его побег от фэбээровцев чего стоит, а чего стоит игра с мозгами Клариссы. Ну, и Харрис не ограничивается всего лишь одним маньяком – это есть во всей серии. Баффоло Билл – человек, шьющий одежду из кожи своих жертв, чтобы переродиться и стать женщиной – мнимый гомосексуалист. Вообще тема перерождения поднята у Харриса неспроста, она очень ярко проиллюстрирована в моей самой любимой книге Харриса – «Ганнибал».
Уже только за великолепные описания Италии это надо прочитать. И тут мы вновь встречаем Клариссу Старлинг, попавшую в неприятности на работе. Снова целая куча интересных персов. Это и Мэйсон Верджер – выжившая жертва Лектера, искалеченная собственными руками, через руки доктора. Прикованный к инвалидному креслу педофил. Его сестра – лесбиянка. А до кучи они еще и миллиардеры. По количеству интересных персов «Ганнибал», пожалуй, превосходит предыдущие романы. Это и итальянский детектив Пацци, и приспешники Верджера, и санитар Барни. И много кто еще. А концовка! Что ж, если вы видели фильм… вы даже не представляете себе, чем все закончилось. В книге все иначе.
И, наконец, самая слабая книга серии, она же пока последняя «Ганнибал: Восхождение». Наверное, так и должно было быть. Уже непривычно видеть в Лектере не изысканное чудовище, а пока лишь его заготовку. Опущение уровня «блестящести» персонажей снизило и остроту ощущений. Потому эту книгу я советую читать последней. После первых трех вы настолько влюбитесь в эту серию, что проглотите все. Да и книга недотягивает только относительно первых трех, а так – тоже отличный роман.
Больше романов хороших и разных! Именно таких вот. В серии про Лектера можно найти очень много интересного, даже полезного, можно заглянуть за грань человеческого безумия, прочувствовать, как чувствуют себя люди, неограниченные нашими жизненными законами. И что порой безумие – всего одно лишь сумасшествие – поднимает человека над всем миром, а мир прогибается, хотя и мстит, ой как мстит.
Все, третий пост за день. Завтра молчу и пишу «МРС 2». Пропади оно все пропадом, но я заставлю себя работать…

Комментариев нет:

Отправить комментарий