Вот уже неделя пошла моего вялотекущего троллинга форума ЛИ (Ленинградского издательства). Все мною известные его виды были применены, от насмешек до оскорблений, и оно того стоило. Потому что подарило мне еще кусочек инфы. Мне, знаете, только так эту инфу выуживать и приходится, сам-то я от тусы писательской далек. Приходится идти на провокации. Под катом копипасты неких мнений писателей Ленинградского издательства о читателях и том, какие им (нам тоисть) книги нужны.
Юрий Погуляй:
«Так как усредненный читатель, простите, рядовой эскапист и мозги при чтении предпочиатет отключать, - то он и будет брать все то, что гонят.
Хороший пример - Сталкер, который выдал книг 30 перед тем как у него кончился договор. По принципу "надо срубить бабла", и других принципов у издателя нет.
Как ни раз упоминали пример Мазина, триажированного автора, да и прочих авторов с тиражами - писать надо проще. Стилистику - нахрен. Высокие идеи - в топку. Секс, победа, добро рулит, зло на коленях. И побольше юмора, да-да. Так проще».
Далее, еще один почти опубликованный, но уже очень этим гордящийся автор, чью фамилию я забыл, а искать мне лень. Новая восходящая звезда СИ, старая ЛИ – Мархуз:
«Так есть проблема и она в читателе».
Я потом поясню, если кто не понял. Далее идет Константин Мзареулов, который яснее всех выразил писательскую позицию:
«натуральный детский сад
задача редакторов - отобрать для издания не лучшие книги, но потенциальные бестселлеры
хорошие книги заинтересуют немногих умников
для массовой публики нужны легкоусваиваемые субпродукты быстрого приготовления
пример из тех же американских сериалов: отличные "Вспышки из будущего" закрылись после 1-го сезона, а тупые "Герои" держались очень долго»
Если мне кто-то скажет, что я выдрал фразу из контекста, он будет и прав, и не прав. Потому что по мере беседы я каждого из этих троих назвал идиотом, а первого вообще говноделом, а читателей его говноедами и беседа плавно перетекла в то, кто там какой умный, а кто тупой, а кто в этом бизнесе давно. Но начиналось все с этого. Уже постфактум можно бы мне и извиниться, но чего-то не хочется. Начну пояснения.
Итак, я ведь все отлично понимаю. И этих авторов тоже. Может, они просто устали писать хорошие книги, которые действительно хорошие? Вот, кстати, а что же есть такое хорошая книга? У меня вчера несколько раз спрашивали, но я молчал. И не из-за специфичности списка, а просто я люблю очень разные книги. Те, которые у меня вызывают душевный отклик. Отсюда и определение книги хорошей – та, которая вызывает душевный или чисто интеллектуальный отклик. Берет, что называется, за живое. И тут со мной проницательные люди сразу же не согласятся – и говно может вызвать отклик, и абсолютно пустая книга. Да, так тоже бывает. Потому списки своих любимых книг я не называю никому. И перечень получится длинный, и выглядеть будет, будто я чем-то хвастаюсь. Потому универсальным можно было назвать определение хорошей книги, как стремление вызвать душевный отклик. Я не раз говорил, что совершенства нет, есть стремление к нему. И в этом стремлении надо находиться всему хорошему. Да и жить в таком стремлении надо бы. Хорошая книга та, которая стремится к гениальности. А уж от автора зависит, сколько он того стремления заложил и какое у него понятие гениальности.
Но, вернемся к вышеуказанным кексам и моему троллингу. Как только я указал, что так низя, что надо писать хорошие книги, меня назвали дерьмом, потом малолетним истериком, потом просто тупым и самосливающимся. Естественно, я возмутился, и в ответ понеслись оскорбления, хотя я сам в это время слушал Канцлера Ги, пил пивко и грыз чипсы, наблюдая за реакциями совершенно спокойно. В параллельном обсуждении Мархуз доказывал, что он лучше Булгакова пишет. Ну да ладно. В итоге все сошлись во мнениях, что я идиот, а издатели не хотят издавать нормальные книги. Но почему-то никто не соизволил выразить желание хорошую книгу написать. Никто даже в мыслях не держит написать шедевр! Никто не желает выстрелить так, чтобы взлететь на литературный Олимп. Никто не хочет стать лучшим. Нет, все просто хотят, чтобы их печатали и платили. А взглянешь в тему форума «Новинки», все там, поджав лапки, интересуются и боятся, а когда моя книжка выйдет? А не зарубили бы. В желании попасть в издательский формат такие писцы, извиняюсь, перестают писателями быть.
И я бы еще понял подход честный – если бы кто-то сказал: у меня есть своя целевая аудитория, я пишу исключительно для нее, потому что для другой читательской аудитории писать не получается. Пробовал, но не вышло, вот и пишу то, что пишу.
И все было бы понятно и ясно. А главное – честно. Но те же истины все выражают несколько иначе, тут надо нюансы прочувствовать и акценты расставить. Вот, кстати, взгляните, пример текста, где я смещу акценты. Очень полезная весчь для пишущего.
Читатель, в основном, не особенно требовательный. Ему подавай только жвачку для мозга. Он приходит домой после тяжелого трудового дня и ему надо расслабить мозг. Я и даю ему это расслабление. Но моя ЦУ хоть немного требовательней, потому малочисленна. Но тоже хочет расслабить мозг. К тому же издатели не печатают интеллектуальных книг – слишком мало в стране интеллектуалов. А мне надо семью кормить! Потому я пишу для чисто своей ЦА, которая, в общем-то, и не глупая, но ей просто нужны книги, чтобы отдохнуть мыслями. И я уважаю свою ЦА, потому и пишу для нее.
И вроде все чисто и гладко. И даже как-то читатель выглядит уставшим, и вроде жалко его. Но только на первый взгляд. На самом деле все выглядит так:
Читатель тупой! Целиком и полностью! И я это понимаю отлично! Ему подавай только жвачку для мозга. Он приходит домой после тяжелого трудового дня и ему надо расслабить мозг. Я и даю ему это расслабление. И моя ЦА тоже хочет расслабить мозг! К тому же издатели не печатают интеллектуальных книг – слишком мало в стране интеллектуалов. Потому я эти книги даже не пробую писать. А мне надо семью кормить и я не могу рискнуть и попытаться написать что-то бешено оригинальное, чтобы попытаться – хотя бы единственный раз! – взлететь на Олимп! Потому я пишу для чисто своей ЦА, которая, в общем-то, тупая, ей нужны книги, чтобы отдохнуть мыслями. И я пишу для нее.
Вот такая правда жизни. Зато все на словах ждут, когда же издательства одумаются. Но это чисто на словах. А на деле? Если издатель вдруг перестанет гнать эти жанры: альтернативная история, космическая опера, иномирье, попаданчество – а в этих жанрах пишут вышеуказанные авторы – что с ними станет? А смогут ли они написать что-то действительно классное? Смогут ли, если до сей поры не пробовали, а когда их уже публикуют, когда уже вроде и «настоящие писатели», но почему-то я не вижу попыток написать «Главную Книгу». Ту, которая перевернет все. Почему пляшут только в рамках издаваемого? Ладно, пишут они для самой широкой читательской аудитории, и я даже согласен, что аудитория эта, прямо скажем, далеко не высокоинтеллектуальная. И ей, да, нужны книги для отдохновения мозга. Но ведь не вся аудитория такая. И какой больше ведь никто не проверял. Да и вообще любители простых книжек способны понять и книгу сложную. И полюбить. И потом ее перечитывать. Долго. И в конце концов, хотя бы себе докажите, что вы можете писать иначе. Умно и интеллектуально. Напишите и выложите в интернет. И даже если это не издадут, но ведь все увидят, что, да, он и вот так тоже может. А формат гонит, потому что ему и вправду надо зарабатывать деньги. И семья есть, и обязанности. Но я не верю, что за все время, затраченное на писательство, писатель не пытался «всем доказать». Хоть одна попытка, но была. И провалилась. Отсюда и такая вот неприязнь к читательскому интеллекту. Не к читателю, а только к его умственным способностям. Писатели не потому не пишут «умные книги», что их не будут читать, но потому, что они их писать не умеют. И прикрываются тупостью читателей, нежеланием издательств печатать неформат. Тут уж и поневоле задумаешься, а так ли уж этого неформата много? Так ли много книг, претендующих на гениальность? Если такая задача не будет ставиться самими писателями, таких книг никогда не появится. Потому что, да, читатели не всегда умные, а издатель гонит формат. Но если твой максимум, это стремление к «хорошему среднему фэнтези», а не к шедевру, твой потолок вот как раз хорошее среднее фэнтези. А, как известно, до потолка своего не всегда вообще удается допрыгнуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий