Вступление



четверг, 20 октября 2011 г.

Ну, шестерка, она шестерка и есть. Или: синдром отличницы



Вот пришел коммент на СИ. Весьма такой любопытный коммент, изначально делающий меня бездарем. А еще оценка – шесть. Знаете, оценки от трех до шести – мои самые нелюбимые. И сегодня я расскажу вам, почему. А еще я вам расскажу о «синдроме отличницы», как я это люблю называть.


У меня даже в приветствии к Жиже стоит пункт про то, что запятые я ставлю не всегда на положенные места. Но мало кто задумывается, что это – шутка. Да не абы какая шутка, но шутка с двойным дном. На самом деле я прекрасно знаю, куда и как их ставить. И только уж в особенно сложном случае могу ошибиться, в тех местах, где начинается уже авторская пунктуация. А так, если захочу и в трудном случае загляну в учебник, я напишу текст без единой ошибки. Притом, чем текст меньше, тем проще… Потому что 90% ошибок в моих последних книгах – плоды банальной невнимательности. +, еще не пришло время в сети лежать полностью вылизанным текстам. Я готов поставлять свои труды в сеть безвозмездно, ибо качество их именно такое, какое меня устраивает. Каждый текст проходит две-три вычитки и отправляется на суд читательский. И меня гораздо, гораздо больше волнует, зацепила ли читателя история, всколыхнула ли тематика, заинтересовала идея, чем то, что кто-то там нашел ашипку. Да, дамы и господа, это так. И это абсолютно трезвый, прагматичный и продуманный подход, потому что пишу я для людей неграмотных. Как и все. Если только вы не аффтор пособия по русскому языку для внуков Розенталя.
Давайте уж так по-честному: вы много знаете читателей, которые владеют грамотой хотя бы чуть-чуть? Даже если вы скажете: много – солжете. Ибо даже если эта цифра доходит до астрономической сотни грамотеев вокруг вас – это мало. Ничтожно мало для собирательного слова «читатель». А так, обычно, это человек пять-шесть. У меня в реале вообще ни одного такого нетути. По сети такие есть, да, но, если я сейчас пишу для сети, то потом-то мечу в бумагу. И ЦА моя – чуть уже самой широкой. И очень мне сомнительно, что среди них будут люди абсолютно грамотные.
У вас, наверное, сейчас сложилось впечатление, что я глаголю: пешите с ашипками, хуй с ним, редактор потом все подправит. А вот и нет. Ибо вторую часть названия поста вы уже позабыли, небось. Нет, нет, писать-то вы как раз должны грамотно. Просто не в расстановке запятых счастье.
Давайте вспомним все, что писалось в предыдущих сто двадцати с лишним постингах моего ЖЖ. Где там были призывы относиться к тексту с расхлябанностью и распиздяйством? Это, есличо. А то вдруг, действительно, кто-то подумает, будто я призываю к такому отношению. Но вот еще раз вспомнив, где я там проповедовал расставлять запятые правильно, ставить глаголы в падежи и времена? Ага, не было такого. Потому что, ящитаю, не количеством таких ошибок текст меряется. Еще раз: текст – очень сложная хреновина по структуре. От идеи на верхушке, до запятых в низушке. А между всем этим еще хренова туча всего. Язык – мощнейший элемент. Он может быть как инструментом влияния, так и иметь самостную художественную ценность, может нести исключительно описательную функцию. И измерять его надо разными линейками. Язык может быть прямым, как железнодорожная шпала, тогда сгодится рулетка, а если перед нами сложнейшая деталь, тут штангенциркуль не поможет. Книга может быть простым пересказом интересной истории, а может иметь второе и третье дно подтекста, а может быть образчиком манипуляции и пропаганды. Книги бывают идейные и совершенно безыдейные, рассчитанные на другое, но от того, что ты, читатель, всех этих вещей не знаешь, а если и догадываешься, то не умеешь различать и все бегаешь со своим швейным сантиметром, пытаясь вымерить им памятник Ленину, – от всего этого книга не станет плохой. Пойми же, читатель, ты много просто не понимаешь.
Хотелось бы коснуться непосредственно отличниц. Оно как двусмысленно получилось! Это именно отличницы обозвали себя граммар-наци, дабы не попахивало простым и понятным – зубрила. Понимаете, есть отличие: человек, разбирающийся в литературе, человек, умеющий писать книги, ака писатель, человек, умеющий правильно расставить запятые и писать слова. При этом далеко не факт, что отличники и отличницы действительно такие уж грамотные. Например, мне вчерась указали, что, дескать, запятые у меня не на местах (а по контексту получается, что ВСЕ запятые у меня не так стоят), что -ться и -тся я пишу ниправильно (ну неужели вы думаете, что я не знаю «что делать?»), что времена глаголов у меня, видите ли, пляшут (а над этим замечанием я уже давно смеюсь, потому что… ладно, как-нибудь я вам объясню, как надо обращаться с временами глаголов). И результат всему этому – шестерка-оценка. А так как в комментарии ничего не говорилось ни о сюжете, ни об идее, я могу сделать вывод, шо от моей законной десятки отобрали четыре бала именно из-за запятых, глаголов и ться. Так ведь получается. Но, извините меня, я не в школе, а ты, читатель, не учительница русского языка. И СИ не выставка грамотности. И если ты думаешь, читатель, что ты дал мне какой-то нужный совет… ты заблуждаешься, читатель. Ибо не сказал ты мне ничего нового + сам в безграмотности и расписался. Не скажу, как, но расписался, будь уверен.
Снова вернусь к отличницам для подытоживания. Есть такие люди, которые не умеют читать, но умеют только выискивать в тексте ошибки. И эти люди – не читатели. И они мне как читатели – безразличны. Потому что им текст заслоняют неправильно поставленные запятые и опечатки, потому что они не могут сказать просто: у вас в тексте много ошибок, но непременно укажут, каких именно ошибок. И всегда сядут в лужу, потому что я уже знаю, что они понимают в писательстве чуть более, чем нихуя. Они не способны оценить текст в целом, они не могут разобрать его по уровням, им доступен только уровень нижайший – тот, что преподают в школе. И что я могу таким читателям ответить? Спасибо? Да хер тама. Извините, уважаемые отличники и отличницы, вот когда вы дорастете до настоящих знатоков, когда я увижу и ваши тексты, вот тогда я восприму эту шестерку… как комплимент. Ведь тогда получится, что кроме этих ошибок у меня текст идеален. Но это не так, я сам знаю слабые стороны, но ими, почему-то, отличницы меня не пеняют. А значит, просто не знают таких вещей. А значит, это те, кто бегают вокруг моих слонов, фланцев, трубопроводных обвязок со своим швейным сантиметром, пытаясь стать в чьих-то глазах чуть более значимым. Ну уж нет, читатель. Я тебя люблю, конечно, если ты мой, но твое снисходительное мнение для меня ничего не значит. И читатель-отличник для меня значит не больше, чем единичка в статистике. Просто еще одна галочка – не более.
Еще раз – я не призываю вас писать безграмотно. Я говорю совершенно о другом. Грамотно написанный текст, не одно и то же, что текст хороший. Есть еще дофига всего. И вот в этом дофига надо разобраться. А если вы умеете только выискивать не там стоящую запятую (да я вам скажу, что далеко не факт, что вы это действительно умеете), вы не литературовед, не писатель, не учитель русского языка. Вы – почти самый отвратительный для меня тип людей – нечитатель. Во всей литературе для меня более мерзкий тип людей только – раб неформата. Но об этом в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий