Мой моск медленно плавится редактурой себя. Я вспоминаю последний свой подвиг на этой ниве, когда вычитывал «Чудо». А ведь мне придется делать это еще раз! А может, еще и не раз…
Вот ЖЖ выручает сменой мозговой деятельности. Когда уже все, в общем-то, готово, когда не надо бороться с сюжетом, остается только собрать в пучок все логические линии, выкинуть непонятные фразы, правильно поставить припятые, мозг полностью переключается на внимание. Читаешь предложение, выясняя, чего тут лишнее, как бы сместить акцент смысла, какие предложения слить, а какие разделить. Это нудновато, скажу я вам.
Потому коротенечко расскажу вам о теории «трех персов». Считается, что в книге не следует увеличивать количество персонажей. Считается, что гэгэев должно быть не больше трех. Ну, сам гэгэ, подруга гэгэ и друг гэгэ. Допустимо еще и враг гэгэ. И хорош. Нет смысла выписывать сто блестящих образов, так потеряется читательское внимание. Ну, это, в принципе, логично. Только не всегда.
Этот постулат действует для романа, для рассказа, для повести, но не для серии произведений. В сериалах, напротив, допускается множество персов. Вот только не всегда блестящих. Многие сценаристы и писатели активно пользуются образами стереотипов. И правильно, кстати, делают. Вправду, если я вам буду описывать сто разнообразных гротескных персов, листаж пойдет только на это. Но вот если я беру чего-то стандартное, например, образ алкаша, мне не надо давать вам предысторию, не надо объяснять, как он докатился до такой жизни. То же самое, допустим, с образом бабника или шлюхи. Что, вы не знаете, как они докатились до такой жизни? Знаете.
Яркий пример такого стереотипного разнообразия – мультсериал «Симпсоны». Взгляните, сколько там разных типажей, но все они простые и жизненные. Туповатый пьющий отец, сынок хулиган, мать клуша, дочка отличница, дед маразматик, приятель алкаш, начальник гнида, шеф полиции – тупой и продажный толстяк, мэр взяточник. Их там еще много, но нет в них блеска. Только Гомер с гротескной тупостью, но таким он стал позже, а начинал как простой недальновидный папаша.
Что дает такое разнообразие простых характеров? Свободу для сюжета. Акцент произведения смещается не к самой личности, но к тому, что с ней происходит. Не всегда, согласен, бывает и наоборот, когда через сюжет склоняют к проблеме конкретного перса, но какая там проблема-то? Простая и жизненная, как сам персонаж.
Что до теории «трех персов», она дает возможность выделить какие-нибудь интересные и неожиданные ходы, что происходят именно с такой яркой личностью. Зато ширину сюжета весьма ограничивают, но дают ширину в другом месте – там, где охота повыебываться. Где уже допустимы сложные художественные ходы, где оригинальность борется с повседневностью.
Со своей стороны скажу, что оба варианта вполне уместны. Опять же, надо просто использовать соответствующий прием для соответствующего случая и получайте щастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий