Вступление



понедельник, 12 декабря 2011 г.

А ведь не впервые в истории такое, что писатели – бедные!







А ведь и вправду, уважаемые жэжэисты – не впервые! Вот давайте посмотрим на современного писаря пальцами и головой. Можем усреднить, а можем взять и самых наших топовых. Вообще история появления этого вида искусства довольно запутана. Настолько запутана, чтобы не сказать: волнообразно. И вот сегодня мы приходим к тому, с чего начали. Круг замкнулся, дамы и господа, но, давайте разберемся.



Вспомним-ка мы писателей древности. Нет, я, конечно, шучу. Никого я вспоминать не собираюсь – образования не хватит. И такта вам всю эту скучную муру описывать. Для начала уясним самое важное, Библия – тоже книга!
Да-да, и не глядите на меня, будто я сказал чего-то банальное. Поверьте, вы не поверите, но этот факт уяснен (канцелярит отметим) едва ли единственным процентом населения нашей уже практически полностью голубой планеты. Как и вообще то, что вся религия не просто есть – она записана. Эти тексты и есть первые по-настоящему представители литературы. Такой, которую мы сегодня читаем в туалете по утрам. А кто-то вечером. Ибо! Взгляните вообще на книги тех лет. Ну вон же, на полочках стоят… в музеях. Вы думаете, там отыщется место боевичку? Или детективу? Нет, те книги – образец. По тому, как они и по сей день влияют на людей, можно сделать вывод о качестве писателя, написавшего их. Лучшие, величайшие умы древности трудили мысль, чтобы тысячи переписчиков после них адаптировали эту мысль в соответствии с требованиями времени для конкретного общества, а потом все это литературное чудо стало атрибутом какого-нибудь вшивого американского мотеля. Но, мы же о заработках, верно?
Так вот, когда-то давно и не было такого понятия «писатель». Было соседствующее – «сказатель». Ну, бродячий мудак мужик, за еду рассказывающий разные интересные истории. Гомер тому явный пример. Великий стихоплет древности, может, и был бы рад просто записать свои труды на пергамент и не надрывать глотку, а просто продавать для чтения, но, увы, не все в те времена умели читать. Но Гомер, пожалуй, пример не совсем удачный. Были в те времена не только те, кто пел царям Эллады о том, от какого конкретно бога тот ведет свой род, но и середняк был. Барды всякие, менестрели. Эти приезжали в деревня и пели, рассказывали, жонглировали. И уже от того, как они это делали, и понравилось ли то люду простому, они получали свои денежки. Ну, или курицу. Короче, материальные ценности. И тем жили. Не скажу, что хорошо жили, но, пожалуй, в те времена никто хорошо не жил, и любой царек поменялся бы с самым простым нашим современником, ибо мы не понимаем трезво, какого уровня комфорта достигла наша цивилизация.
Времена шли, люди становились умнее. Уже появилось достаточное кол-во людей, умеющих читать. Тут-то им и принялись впаривать книги. Само собой, книга тогда ценилась гораздо выше. До печатных станков все тупо переписывалось вручную, естественно, такая вещь, как книга, была ценна бесценна. И даже когда книги начали печатать, она очень ценилась. Но и в те годы писатели больше напоминали все тех же бродячих сказателей, пропагандирующих за курицу. Либо же в писатели бросалась знать, пухнущая от бабла и безделья. И только в последние два-три века появились такие писатели, которыми мы знаем их сейчас. В целом независимые личности, свалившие все неприятные моменты труда на издателя, а себе оставив только голые беседы с музой. С появлением издателей писателю надо просто отправить текст, и все. А там уж его редакторнут, отпечатают, продадут и писателю денежку выдадут, причем авансом. Естественно, это всем писарям нравилось. Это подняло планку качества текста, увеличило количество книг в целом. Если раньше надо было решать проблемы с печатью и продажей самому, рисковать собственными деньгами (которых не факт что былО), зависеть от театра, от актеров – ведь мало-мальски нормальные произведения обыгрывались –  в последние два-три века появилась возможность просто зарабатывать деньги за свои тексты. Жить только с этого.
Что же творится сейчас. Интересно, но именно поголовная грамотность сыграла с писарями злейшую шутку. Если грамотность позволила писателям просто продавать голый текст, а не рассказывать самому или сплавлять в театр, она же породила целую кучу умеющих писать. И вышло так, что писатели снова катятся к бедности. Уже слышится бой барабанов и это противное всем: сначала дай почитать, а мы уж решим, дать ли тебе курицу. И никто не положится, а не вернется ли все к старине? Какая-то кучка писарей будет писать для царя издательства именно то, что нравится издательству. А кому придется общаться с читателем напрямую, копируя путь ветхо-старых сказателей, только шляясь не по деревням, а по интернетам…

Комментариев нет:

Отправить комментарий