Вступление



среда, 28 марта 2012 г.

Писаки в просаке




Вот тут я наблюдаю такую любопытную тенденцию – писатели жалуются, что тиражи падают. Ну, и как в том анекдоте, все говорят, что фильм для дураков, а мне понравился. Знаете, мне, человеку с десятью неизданными книгами, за которые никто ничего не заплатил покамест, совершенно не жалко писателей с их падающими тиражами. Хотя я хочу зарабатывать на своих книгах, вроде бы должен, как все, поддерживать писак и жаловаться на упадочность литературы и ВНЕЗАПНО бросившего читать читателя, обвинять пиратов, роптать и т. д., но я... Нет, вообще-то я тоже на все это жалуюсь, но сама ситуация мне даже нравится. И мне нисколечко не жалко своих «коллег-калек», которые всунули нашу российскую литературу в анус к негру. Даже так скажу: мне нравится, что у всех падают тиражи. Почему? Тыкаем на кат.




Мне сей спот навеяло от пста какого-то неизвестного писателя-фантаста, который с упорством КО рассказывал всем и каждому, как же писателям плохо. Напоминаю, я вложил несколько лет в написание книг, и весь с них заработок – пятьдесят рябчиков, присланных читателем по инету. Вот это я называю нерациональное вложение времени! При этом я могу с уверенностью сказать, что любая моя книга, даже первые, вполне достойна издания, после корректуры и редактуры, которые я, в принципе, и сам могу сделать. По тому, чего печатают наши издатели, можно сильно не заморачиваться качеством книги, а мои книги, по крайней мере, все оригинальные, нет у меня ни конины, ни попаданчества, ни вампхакинга, ни сталкеризма, ни мечей с магией – на десять книг десять оригинальных идей, которые, конечно, можно найти в литературе, но если уж сильно покопаться. А вот могут ли этим похвастаться большинство писателей? Не могут. Хотя стремление к оригинальности – один из первейших признаков писателя. Их, признаков, много, но если не стремиться придумать что-то оригинальное и свое, какой ты писатель? Да никакой.
Теперь затрону кое-что другое. В писательстве по идее не должно быть различий между мною и Толкиным, допустим. В смысле, и я могу написать шедевр, и Толкин вон смог, но с той же вероятностью может написать и мой хороший знакомый – Василий Пупыркин. На самом деле гениальную вещь может написать каждый. По крайней мере, вероятность этого существует, да и примеры в истории имеются. Конечно, у профи эта вероятность выше, но нельзя исключать, что и профан напишет шедевр. На самом деле творчество – дело тонкое. Профи может дать гарантию, что напишет хорошую книгу, профан такой гарантии не даст, но вот вероятность написания гениального у них уже почти одинаковая. А уж если нормальный редактор возьмется за дело и выправит стилистику, устранит всякие ляпы и поработает над языком, профанизм вообще можно не считать препятствием. Если есть великолепная идея, тема и сюжет, которые может, теоретически, придумать каждый, язык исправляется. На это только время надо и желание.
Во-о-от. Но есть «но». В нашей Рашке написание шедевра не гарантирует ничего. Тут даже кое-кто беспокоится, что шедевр может усложнить публикацию. Да, у нас гонят издатели формат, чего уж там. Да, пытаются подстроиться под вкусы публики, считая публику тупым быдлом. Да, все это есть, и до некоторого времени, будем думать, такая политика приносила плоды – по крайней мере, издатели не прогорали, а тиражи стремительно не падали. Сейчас же фсе зажаловались, что тиражи падают у всех. Я не знаю, как там на западе, но кто-то говорит, что и там тоже. Писатели беднеют, их гонят, да и сами они гонят, чтобы писали по пять книг в год, а иначе тиража в сколько бы ни достойных несколько десятков тысяч не достичь, а платят согласно тем тиражам. Сейчас уже и пятьдесят тысяч считается очень хорошим тиражом, а ведь всего недавно выпускали и миллионами. Естественно, сие есть никому не нравится.
Однако я вот упорно считаю, что можно добиться и тиража-миллиона в наше время. И достаточно-то всего малость – НАПИСАТЬ ШЕДЕВР, БЛДЖАД! Написать такую книгу, которую захотят прочесть. Не бывает так? Отчего же, есть пример Майер и Роулинг, есть Кинг, жирующий там у них. При этом отмазка «это у них там так» не катит – литература универсальна, она легко переводится на любые языки. Опять же, повторюсь, нет никакой разницы, кто написал шедевр, я, Кинг, Роулинг или Вася. Под шедевром я понимаю гениальную весчь, ессно.
Самое противное в нашей ситуации так и остается. Написать шедевр – сложно. Но можно. Однако издадут ли его? Заметят ли в нашем информационном море, среди миллионов наименований? Ведь и реклама не просто так существует, если народу не сказать, что шедевр существует, тот просто останется незамеченным. Один только Господь знает, сколько гениальных вещей можно найти даже на простом СИ, а сколько текстов в сети? Сколько пылятся в файлах на компьютере, отвергнутые издателем?
Вот мне из АСТа пришло письмо, отправленное роботом (не в первый, кстати, раз, в общем-то, я на АСТ и не рассчитывал), что, мол, не подходит. Желают творческих успехов. Но ведь они даже книгу не прочли. Я понимаю, что им приходит вал графомании, но мне совершенно похуй на их проблемы. Если я шлю книгу, хочу, чтобы ее по крайней мере просмотрели. Не говорю, что должны непременно всю прочитать, хотя по-хорошему должны.
Так вот, тиражи падают, но почему они падают? Потому что народ меньше читает. Да, может быть. Хотя не факт. Но почему в таком случае и Майер, и Роулинг, и Кинг выпускаются приличными тиражами? Почему тиражи имеет Коэльо? Почему они у Акунина и Лукьяненко есть? Извиняюсь, этих-то читают, хотя там гениальности… не везде. Значит, читают. Но издатели уперлись в формат, и тут хоть рогом бей.
Но тиражи-то падают. То есть, получается, надо бы написать шедевр. Да ни абы какой, а шедевр коммерческий. Короче, надо написать такую книгу, которую захотят прочесть. И которую купят и прочтут. И если ее будут покупать и читать, ее тиражи будут расти, а написавшему будут идти деньги. А потом эту книгу купят и поставят фильм. Вот и фсе. Ответ, как обычно, прост.
Но тиражи падают, а я радуюсь. Потому что эта простая мысль про хорошую книгу рано или поздно дойдет до издателя. И если не захочет вылететь в трубу, он начнет искать эти шедевры. Потенциальные. А я готов их пробовать писать. И, господа писаки, мне будет достаточно одной книги в несколько миллионов экземпляров по всем миру, чтобы обеспечить свое будущее и обессмертить имя. Всего один раз написать ТАКОЕ… И пусть даже мне придется для этого написать еще пятьдесят книг, ради этой одной я готов стараться. И мне плевать, что у вас тиражи, видите ли, падают. Уверяю, ради шедевра всегда найдется несколько лесов в Сибири, которые пустят на тираж, и несколько километров кинопленки. И несколько миллионов денех тоже найдутся.
Потому, господа писаки, начинаем добро пожаловать в век, где производить хуйню уже не комильфо. Добро пожаловать в век шедевров. А чего делать, самому противно, но ваше количество должно же когда-то перейти в мое качество ;-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий