Знаете, анекдот анекдотом, но в каждой шутке есть долевая собственность. Это я к чему, что есть в художественном произведении такое понятие, как тема. Тематика то есть. Вообще, я уже множество раз тут разорялся, что не все термины, с понимания которых следовало бы начинать, большинство понимает. В частности, я уже рассказывал, что же это за зверь такой – тематика. Я тут довольно часто повторяюсь, конечно, но тут не обессудьте – мне кажется, что если кто-то читает чей-то журнал, он редко когда просматривает все спотинги. Так что, вкратце, о теме.
Тема – это совокупность вопросов, поднятых в произведении. Допустим, скоро кто-нибудь напишет об этом последнем нашем митинге какой-нибудь фантастический роман в стиле АИ, где Путин только путем магии останется-таки на посту президента (да, именно останется. И вообще, записывайте. Я же тут идеями разбрасываюсь!). Но попутно писатель затронет вопрос психологии толпы, сравнит это все с каким-нибудь путчем, пнет Ельцина попутно. Вот все эти вопросы и есть – затронутая аффвтором тематика. Ее может быть много. В частности, она может быть очень даже простая – пралюбов, прадружбу, пратщетностьнашегобытия…
Вспомнили, что такое тема? Тогда, дальше.
Тематика в любом художественном произведении – одна из подкладок. Я обычно делаю три подкладки. Первая – идея. Естественно, ей желательно быть оригинальной, ага. Допустим, о… о…, ну, сами пример думайте, у меня усе оригинальные идеи на учете. Потом идет сюжетная подкладка. Вот уже сюда, условно опять-таки, я бы запихнул некоторые образы персонажей (но не всегда), крутые повороты, интригу, завязку-кульминацию-развязку и прочее. На самом деле, вторая эта подкладка, как правило, и есть то, что большинство считают самой книгой. Сюжетная литература она вот она – вся. А идейная подкладка, которая вообще-то должна идти первой, по-настоящему – паутинка с дырками, ее и не видно совсем, а вот на сюжет давят и давят, превознося его крутые повороты… Ну и третья подкладка – тематико-аллегорическая. Вот тут следовало бы поискать мысли автора, тут бы и надо понять, нафига все делалось.
Я, конечно, очень условно все. Но в идеале все так и есть. Есть идея, есть сюжет, есть тема. Вот три кита, на которых любая книга должна стоять. Нет, не так: ДОЛЖНА стоять. Без этого просто нет книги. Без этого ее нельзя назвать полноценным художественным произведением.
Хорошо, я – Капитан Очевидность, скажете вы. Тогда вопрос: почему этого не делаете, если знаете? К большинству вопрос. Ну да и пусть, оправдывайте себя тем, что умное не читают, хотя на самом деле не читают банальное. И даже если вам кажется, что вы населяете свои книги ниибацца какими умными мыслями, это не значит… впрочем, если делаете – плюсую. Значит, вы уже поднялись до тематики. Но это не значит, что вы раскрываете тематику нужную.
А теперь вспомним, что мы уже условно разделили темы на: глупые, простые и сложные. Но это условно. На самом же деле правильно делить на важные и не важные. К важной теме еще хорошо бы приплюсовать «актуальную», но тут все сразу бросятся в сенсационность, а это не то, хотя похоже.
На самом деле нет глупых тематик, нет простых и сложных, потому что каждую можно раскрыть, и даже такая глупая тема, как важность и полезность семейных трусов, была бы очень важна, если бы все общество впало бы в крайность моды, и мужчины перешли исключительно на очень уж обтягивающие плавки. Но в настоящее время эта тема, так скажем, не самая важная :)
То есть, писать надо не просто про нечто забавное, грустное, смешное и т. д., но про то, что… ну, можете посмеяться: что должно изменить мир. Что должно изменить человека в этом мире, что должно изменить все человечество.
Хотя, понимаю, сейчас все с понимающей улыбкой думают: вот придурок. Подобными банальщинами разбрасывается. Гм, давайте разберемся, штоле?
Сам знаю, что позиция моя кажется даже наивной. Потому что так с писательства ни денег не срубишь, ни славы, если будешь замахиваться… нет, не так: если замахнешься на ВЕСЧЬ. Ведь людям подай другого, а зауми они не любят. Не любят они и чего-то светлого, ясного, чистого. Нет, тут бы побольше сисег. Знаете, вы все не правы. Причем в квадрате. Даже такое ощущение складывается, будто вас всех загипнотизировали.
Сам знаю, что вы, большинство, так и считаете. Мол, не надо стараться изменить книгой мир. Что ж, вы трусы, в таком случае. Но не только. Вот давайте вспомним котегов и… да пусть, хоть ура-патриотизм. Все ведь любят котегов, а уж сколько поклонников у ура-патриотов. А ведь не задумываетесь, что котеги – это то самое чистое, вечное, доброе, которое называется «милое». Да, кошки милые. А вы их любите, потому что вам нравятся милые и хорошие вещи. Потому что человека редко могут умилить реки кровушки. А ура-поцреоты? Щито, не кривая ли это дорога к просто патриотам? Да и вообще, что такого плохого в том, чтобы любить свое отечество? Все мы где-то в глубине души его любим, все хотим любить и гордиться, как истинные кулики своего болота.
В действительности, если разобраться, в любой хитовой вещи вы найдете корни хорошего, вечного, доброго. Даже в мерзких вещах, которые вас потрясли, потрясает не кровь, а контраст. Действует механизм – а я ведь еще не совсем конченый, я еще ничего. Можно в том усмотреть и нечто другое, не спорю, но можно и се.
Я ведь, повторюсь, отлично понимаю, что происходит с большинством кавайных писарей. Я тоже раньше, да и не так уж давно по меркам жизни, искренне считал, что не хочу становиться Великим Писателем (а теперь хочу, угу ;-)). Я не хотел умничать, не хотел делиться мыслями. А потому что не было у меня мыслей, я подсознательно понимал, что максимум, на что способен, – написать увлекательную историю. Вот эту вторую подкладку – сюжет. Но творчество – это всегда гораздо больше, чем просто буквы, камера, краски, камни. Это даже не конечный результат – не книга, фильм, картина, статуя. Творчество – это желание изменить… не мир, а себя. Стать лучше, умнее, уравновешеннее, добрее. А уже потом себя, свои переживания, свой опыт, все это взять, да распространить на максимальное количество людей. Желательно – на всю планету. Чтобы они, люди, тоже изменились. Но первым приходится меняться самому. Да, надо отбросить страхи, взяться за себя и двинуться к катарсису, или куда-нибудь в ту сторону… А потом, найдя дорогу, повести за собой всех, как дон Хуан…
И вот все это, что написано выше, уже следует заключить в обертку из сюжета, дабы тебя вообще прочитали. Вот тут, если вы многое поняли, не следует все вываливать на читателя или зрителя, надо вспомнить свой путь, полный ошибок, и попытаться провести по нему с меньшими потерями.
Сюда же следует отнести и выбор подходящей тематики. Я вот вам про выборы сюжет в самом начале предлагал, а ведь кто-нибудь точно напишет. И про митинг, и про чо-то-там. Но сделает это не потому, что считает, что знает, как надо лучше для всех. Нет, на осознание этого требуется время. А вот сенсации тут как раз самое место!
Выбрать тему на самом деле просто. Вот даже очень. Посмотрите на свою жизнь. Взгляните, какие у вас есть сегодня проблемы. Они ведь есть? Вот с них и начните, потому что они – самые актуальные для вас, а значит, и для кого-то еще, ибо люди похожи. И если вы начнете думать над этим и в этом направлении, вскоре ваше мировоззрение расширится, вы сможете уже озаботиться проблемами окружающих, потом дойдете до незнакомых, а там, гляди, и планету охватите. И найдете ту тему, которая перевернет… многое, если не все. Это, да, трудно, но вот хоть тот же «Код Да Винчи», разве он не пересмотрел мнение многих о Ватикане. Ну, хотя бы покорежил. И пусть кто угодно говорит, что плагиат, вспомните, у книги не одна подкладка. Не одна она и у всего остального.
А что, если нет темы? Ну вот просто есть идея, а тема в нее ну ни в хуй не тарахтела. Что ж, всегда есть другие важные темы. Это темы – вечные. Уж если нет у вас чего-то такого, что может попытаться изменить мир, попытайтесь сделать его чуточку лучше. Это не значит, что надо писать очередной роман пралюбовъ. Зачем? Лучшие книги про любовь – трагедии. Вспомните старика Шекспира. Заодно и вспомните, что в «Ромео и Джульетте» рассмотрена весьма актуальная для того времени тема.
Комментариев нет:
Отправить комментарий