Ой как же хочется порой воскликнуть эдак по-шекспировски «о, женщины...»! Ведь есть же Бог на этом свете, который подтвердит, из-за кого мы все не в райских кущах обитаем. О, женщины, мне, как писателю, есть что вам сказать! Я вот прям щаз вам все вспомню! Постараюсь, конечно, быть в адеквате, но, кто знает, как оно получится, потому как пост будет эмоциональный. Очень. Ну, надо иногда нам, мужчинам, взять эдак и сказать правду. Потому что – давайте уж честно – женская рука душит нас даже не только на уровне чисто нашем – логическом – но и на тех скупых эмоциях, что нашему мужскому племени остались. И это только кажется, что проблема маленькая, а из-за стройных ног можно простить все что угодно, а то, что между ними дает вообще некий мифический билет в рай (ой как же по-лизоблюдски придумано каким-то пейсателем), на самом же деле нет у человечества большего тормоза, нежели женщина. Эдакой грустной составляющей жизни является и то, что женщина – одновременно и разносчик жизни. Это как с Путиным – и вроде все хуево, но лучшего вроде бы нет. Потому – терпим в ожидании исполнения мечты из фильма с Шварценегером про то, как он забеременел. Но если с природой человек пока – пока! – бороться не может, мы можем бороться с тем, что изначально наше! Как те же сиськи, которые пусть и болтаются не у нас на груди – хотя у некоторых «наших» тоже болтаются – но они наши, и ничто так не двигало человечеством, как эти НАШИ сиськи, потому что воспеты они нами же! И воспеты не зря! Чуть не нами запатентованы! А что угораздило им вырасти у кого-то, так это, извините, часто отдыхающая природа виновата. Вам может показаться, что я шучу, но смешного-то как раз тут мало…
Ладно, чего это я так прямо начал в лоб, это на меня не похоже. Надо бы из-за околицы выйти, потом уже в дом. Так вот, давайте опять вспомним Библию и ее сюжет, который знает каждый. Естественно, всем известно, что Бог – мужчина. Но Бог еще, ко всему прочему - создатель. Как и мужчина, который, если не создал женщину, но отдал ребро, то есть поучаствовал в создании напрямую. И вроде библейский сюжет – такой сюжет, но на самом деле он характеризует положение вещей в природе: создание чего угодно – удел мужской. Новое – наша прерогатива. Ведь задумайтесь, даже исконная функция женщины – поддержание очага. Ключевое слово тут – поддержание. Да, так уж получилось, что в том и есть основная женская функция – поддерживать. Не творить. В русском языке есть огромная внутренняя мудрость, потому слова «творица» в нем нет. Есть слово «творится», а это уже иное. И есть слово «творец».
Что ж, с Библией оставим – чего нам ровняться на мудрых евреев? – двинемся дальше, потому что всем вам еще даже в зародыше не понятна суть моих претензий. И это именно претензия, ибо задевает меня, как и всех мыслящих мужчин, то есть большинство мыслящего населения нашей планеты. Двинемся по истории и проследим вклад в развитие ее, который внесла женщина. Ну, я даже классиков поднимать из гроба не хочу, но вспомните: Шекспира, Достоевского, Пушкина, Булгакова (бля, поднял-таки), Гете, Данте, Дюма… Да хоть кого, но вы встретите два подхода: первый – обожествление женского образа, то есть ее «ангелизирование». Именно образа, а не самой женщины! А поднимем-таки из могилы Дюма с его миледи и встретим сразу второй подход – ведь чуть не идеальный злодей. И не просто-так-злодей, но злодей самого мерзкого порядка. Нам уже и не понять, что это за лилия была у миледи на плече, нам не понять, почему Атос ее убил дважды за эту лилию, слишком размыта наша нравственность, но уже в наше время появилось мнение, что миледи стоит оправдать, как так, ведь гасконец ее обесчестил, а потом еще в результате и замочил. Но в этом простейшем сюжете заключено главное – сильная женщина не просто вызывает некий физический страх у мужчины (а какой страх, если разобраться – даже женщина-культуристка – она все равно женщина), она вызывает страх моральный – что будет, если женщина со всеми ее закидонами потеряет слабость и обретет силу. Миледи – пример чуть ли не дьявола в литературе. А ведь тоже не зря придумано, что дьявол – женщина! Миледи – это женщина. Обычная женщина с женской природой, поступающая по-женски, но наделенная мужской логикой, мужским расчетом, мужской способностью ПРОДУМАТЬ. Но это вы все тоже знаете, преамбула моя как всегда длинна, а мысли будут дальше.
Теперь о роли женщины в цивилизованном обществе на протяжении нашей истории. Стоит ли говорить, что роль эта – не совсем значительна. Нет, ну в последнее время мы привыкли, что женщину изображают неким серым кардиналом, такой охуевшей пилоткой, ради песды которой короли и фараоны начинали войны. Да чего уж там, зачинатель этой х-ни – Гомер. Хотя любой порядочный историк вам расскажет, какое место занимала в то время женщина в Греческом обществе, а война эта Троянская началась вовсе не из-за Елены Прекрасной, а та Елена была лишь поводом, чтобы начать военные действия и срубить профит. А умные люди это все запоэтизировали, как и всяких прочих елеен-премудрых, которые всегда были лишь предлогом, чтобы начать нормальную заварушку. Но речь все еще не об этом, а о том, что в нашем мире – чейтатель, не пропусти мысль! – все феминизировали настолько, что правое стало не просто левым, но лево-нижним. Но спешить не будем, продолжим. В результате того поэтизирования женщины создалось целое море лжи, где правда значения не имела вообще, но имел важность некий женский поэтический идеал, созданный нами же, мужчинами, дабы воспеть женщину, а самому в то время заняться полезными делами, прикрываясь романтикой и красотой. И в эту нами же созданную сказку умудрились поверить мы сами! Вот так просто, и женщина уже – практически идеал житейской мудрости (а в этом словосочетании «житейской» в наше уже время почти отбросили, оставив только «мудрости», а лучше сказать: мудростии), но и этого мало! Забегая чуть вперед, скажу, что женщина в конце концов стала… практически мужиком! Но не простым мужиком, не настоящим мужиком, а этим ебаным мужиком с офигенно богатым внутренним миром, что в простонародье называют пидаром. Нынешняя женщина совместила все отвратительное, что есть у обоих полов – духовную составляющую и топорную тупость. Целеустремленность превратилась в нечто бессмысленное, но самое потрясающее, женщины настолько закрепились в этой позиции, что центр тяжести сменился и у нас, мужчин. Вместо того чтобы мы работали и содержали семью, занимались мужскими делами, нам предлагается еще и разгребать целую кучу душевных проблем наших половинок, а они убедили нас, что так и було! Что так и надо, при этом оставив нам все наши нагрузки, нас убедили, что из-за их трудности родить и сопутствующим этому трудностям, мы должны отказаться от… всего! Потому что идеалы для мужчины – и есть все. Идеалы и принципы. Но такой «убийственный» аргумент, что раз я родила, значит уже на всю жизнь надела нимб, уничтожил целый пласт морали, дал индульгенцию на безумства, глупость и похлопывание ресницами. На: милый, я припарковала машину под колесом Белаза… но давай лучше в кровать… если ты мне купишь во-он те колготки…
И вот мы подходим к сути проблемы, мои дорогие любители фэнтези. Мы включаемся во все то же – в литературу. В литературу, где женщины придумали себе место. И где их место куда завидней нашего, мужского.
Ах уж эти мне женские образы! Впрочем, давайте уж отвлечемся от женских, ибо мне вот упорно кажется, что вам кажется, что я в псте упорно и тупо наезжаю на женщин. Ну, может, и упорно, но не тупо, а по причине. Давайте я вам объясню, что есть некоторые стандартные сюжетные цепочки. Вообще, я обычно пишут тут, подразумевая литературу, но вы можете смело так расширить на все, что есть искусство. Сюжетные цепочки – едва ли не главнейшая беда нашей современной литературы. Сюжетные книги – ее бич. Бич они потому, что есть чрезмерная крайность. Что значит, сюжетные? Это те книги, фильмы, постановки, где все крутится исключительно вокруг сюжета. То есть с людьми нечто происходит, потом еще нечто, потом еще что-то и финал. Но после прочтения такой книги хочется спросить автора: а зачем это с героями случалось? Какова, если хотите, аллегорическая составляющая, где составляющая тематическая, и куда делась идейная? Ну, возвращаясь к женщинам, классический женский роман – яркий представитель этой чисто сюжетной литературы. То есть в книге, конечно, все три составляющие есть, но кастрированные донельзя. Это некая домохозяйская литература. В ней, между прочим, нет ничего особенно плохого. Так вот, если разобрать какой-нибудь дамский роман, оказывается, что сюжет есть (предположим, встретились мужчина и женщина), есть тематическая составляющая (пралюбов книга), есть и идейная (ну, мужчина – врач, а женщина простужена, а чо, идея!), есть даже аллегорическая составляющая – все окончилось хорошо, они полюбили друг друга. В столь кастрированной форме на самом деле мы встретим бОльшую часть женской литературы… как и мужской. Потому что чистый боевичок – тоже чисто сюжетен. НО. И вот тут мы начнем нокать, ибо подходим к вещи уже чуть более высокой – к образу. Но для начала посмотрим, что у нас там с самым отвратительным видом литературы – с бессюжетным.
Как бы я ни ругал сюжетные книги, что их, дескать, развелось, но надо признать, что сюжет – основа любого художественного произведения. Без сильного сюжета не бывает ничего вообще. Хоть населите книгу вагонами мудростии, без сюжета просто нет книги. А господин сюжет вытекает непосредственно из идеи книги. А идея, напомню всем, это, к примеру, «что было бы, если прилетели инопланетяне»? Вот она, идея, а уже из нее вытекает сюжет. Интересность, если хотите, а на интересности построено все. Если книга до жути умна, но не интересна – это говно и чрезвычайно тупая книга, потому что автор даже не потрудился подумать, что интересно будет читать читателю, выбросил это, оставив нам свои драгоценные мысли, которые не нужны на хер никому. И я, начиная читать книгу, смотреть фильм или пьесу, оказываюсь обманутым, потому что мне попадается мысли человека, с которым я не собирался соглашаться, которого не знаю, но который, скотина, пытается меня учить, хоть я не просил.
Итак, вот вы уже узнали чуть больше про сюжет, а теперь еще глубже. В последние несколько десятилетий у литературы и вообще культуры сместились полюса. Вернее сместили их еще в веке девятнадцатом, обратившись к проблемам «маленького человека», но к проблемам женщины обратились только лишь в веке двадцатом. Обратились к этим проблемам, как ни трудно догадаться, сами женщины. Проснулся феминизм, проникновение женщин в те сферы, в которых их ВНЕЗАПНО не было несколько миллионов лет, если не вспоминать полумифических амазонок, которые не факт что вообще существовали. Ну, мужчины потеснились, эдак одну булку с кресла свесили, сказали: садитесь, мол, творчество все стерпит – лепи себе образ, какой хочешь, раз уж у нас равноправие. И женщина-писатель села. И подвинула мужчину, породив этот гнусный образ, который теперь известен под именем Мери Сью. Женщина себя идеализировала, теперь она не просто хитрая серая кардиналиха, которой была на протяжении веков, нет, теперь она, бля, Зена – королева воинов. Но, словно сорвавшись с цепи, женщина не удовлетворилась просто стать сильной и красивой, но хитрой. Нет, ей еще подайте язвительность, ум, пространственное мышление, логику… Как эмигрант, выехавший в советское время из Совка, женщина добралась до огромного магазина черт и образов и нарисовала себе такое, что просто жуть! Полная идеализация! Отобрав у мужского образа все, чего ей не хватала, она, алчная, тем не менее, не пожелала расставаться с чисто женскими чертами. Получился образ сильной, красивой, умной, но еще чувственной, в довесок к смелости и отваге! Писатель мужчина вздрогнул! Воистину, только женщина может породить Франкенштейна, чего она в очередной раз и сделала. Но хуже стало, когда женщине дали весло.
Естественно, литература – это лодка. И на протяжении веков оба весла пребывали в мозолистых руках мужчины. Но греб мужчина за двоих, потому что женщина в лодке была всегда. И мужчина, методом проб и ошибок, выгребал не просто куда ему надо, он греб, куда надо обоим. Потому мужчина никогда не бросался в крайности своей идеализации, он понимал, что, во-первых, главная слабость сидит рядом. И потому даже самые суперменистые мужчины литературы прошлого – не идеальны. У любого есть изъян, а как бы оправдывая свои собственные недостатки, мужчина трезво убивал к концу произведения любого идеального себя, если такой вдруг получался. Себя такого, каким его всегда хотела видеть та самая женщина, ведь в жизни таких идеалов просто нету. Отсюда и целый мешок трагедий Шекспира, и вообще сюжет, где любовники погибают в конце. Не может такого быть, это – сказка, миф. Но вот, мужчина отдал одно весло, но не предполагал, что женщина с веслом погребет как вентилятор на третьей скорости.
Соорудив себе нереальный образ, женщина первым делом уничтожила трагедии. Ну не хотелось ей, чтобы все кончалось плохо! Следом женщина идеализировала себе мужика, так появился супермен. А потом женщина уничтожила и идейность, а с ней угробила и сюжет. И получилось, что все искусство разделилось на две ветки, где женщина подгадила в каждой. Это либо чисто сюжетное – простое, топорное, с обязательным хэппи-эндом, где все персонажи приторные донельзя. Пример такого чисто-идеализированного произведения – «Сумерки». Где идеально вообще все, даже вомперы и те светятся на свету! И вторая ветка – это произведения якобы-умные. Где интерес умер вместе с сюжетом, потому что там рассматривается чудовищное количество проблематики, но не абы какой проблематики, а исключительно женской! Это вообще мура полнейшая! За всю историю человечества писатели искали и нашли более-менее приемлемую формулу, как сделать человека лучше через художественное произведение, как воспитать человека, показав ему пример правильного и социального образа. Причем как мужского, так и женского. Но стоило вмешаться женщине с веслом, как она выгребла туда, где есть только хаос. Где умную литературу следует заключать в кавычки. Где сюжетная литература упростилась донельзя. Где мы уже не глядим, куда надо идти человеку и человечеству, где женщине захотелось посмотреть внутрь себя. И вот она уже туда глядит полвека как, не знаю, чего там нашла, но смысл остался. Из взгляда на проблемы "маленького человека", мы все призваны глядеть на проблемы большой, красивой, ехидной, душевно богатой, умной, смелой, сильной женщины. А откуда у нее проблемы? Если она такая идеальная!
Мужчина с веслом! Очухайся! Давай уже, начинай тоже грести! Потому что если так будет продолжаться, женщина и нам образ придумает. И придется соответствовать. А ведь уже началось…
Ах как же хочется все-таки по-шекспировски воскликнуть: «О, женщины…»…
Комментариев нет:
Отправить комментарий