Вот любую метку свою стараюсь как-то прокомментировать, а
тут такую важную пропустил! Что же я имею в виду под понятием художественной
ценности? Что это вообще за зверь такой, откуда берется, чем важен? Надо бы вас
как-то заинтересовать, прежде чем спрячу остальное под кат. Написать что-нибудь
такое хлесткое, смачное. Ну, вроде как: девяносто девять процентов Живаго
Журнала художественной ценности не представляет, а так и вообще все это 99%
представляют собой вот то, что написано на кроссовке сверху. Все,
заинтересовал. Поехали дальше. Рид, как говорится, моар.
Что же такое ценность вообще. Правильно мне недавно указали,
ценное – это редкость. Правда, это имелось в виду про материальные ценности. Я же
хочу это углубить и расширить. Ценное это, конечно, редкое, но вот интересен
еще момент, почему оно редкое. Какие причины привели к тому, что оно стало
редким.
Вообще, ценности ведь бывают не только материальные, как декламирует
Капитан Очевидимость. Можно как-то оценить что угодно. Вот, допустим, я сегодня
занимался тем же занятием, какое прервал пару месяцев назад под завершение
отпуска – выкладывал столб из кирпича. Ради чего? Ну, чтобы сэкономить тысячи
три, и вообще, негоже это, чтобы работяга и слесарь нанимал другого работягу и
тот ему работу работал. Так вот, если я найму каменщика, чтобы положить один
кирпич он возьмет с меня рублей пятнадцать/двадцать, ибо кладка столбов
считается сложной. В столбе всего сотня кирпичей, я выкладываю его, не
торопясь, дня за три. Получается, что зарабатываю порядка пятисот рублей в
день. Если бы этим занимался ежедневно,
получил бы пятнашку в месяц. За три-четыре часа работы в день, получается,
совсем неплохо. Но действительно ли я эти деньги заработал? Естественно, нет. Потому
что это его, каменщика, работа стоит так, а не моя. Я экономлю, но не
зарабатываю – есть же разница. А моя кладка стоит куда меньше, потому что
качество ее куда хуже. Я за всю жизнь положил триста кирпичей, а некоторые
каменщики это делают за смену. В связи с этим опытом, их работа имеет большую
ценность, чем моя. И чем больше каменщик положит кладки, тем ценнее будет его
труд, ибо он будет быстро и качественно делать то, что другой сделал бы
медленно, и все равно получилось бы хуже. Это я к тому, что любой труд должен
быть оценен, и любой труд свою цену имеет, порой, совершенно разную.
Так, теперь плавно переходим к текстам. Не к литературе
вообще, но к тексту. Ибо некоторый текст я бы литературой ну никак не назвал.
Вот вам пример:
«Боже, какое безумное время: стали сходить с ума те, у кого ума
никогда и не было…»
А вот как это можно сказать иначе:
«В какое безумное время мы живем! Вокруг одни дураки и умалишенные!
Притом, я уже их почти не различаю!»
Спускаясь по цепочке:
«Еб твою мать, вокруг одни долбоебы!»
Можно было бы назвать первый
вариант фразы афоризмом, второй размышлизмом, а третий вновь отсылает нас к
картинке сверху. Чувствуете, насколько теряется художественная ценность ближе к
последнему? Уже и второй вариант ее практически не имеет, а третий так и просто
фигня. Хотя, если быть честным, эмоционально и информативно третья фраза
наиболее насыщена. Общая ведь мысль такая, что все вокруг дураки. Но, как в том
анекдоте, что у тебя член в жопе и у меня член в жопе, но есть нюанс.
Давайте краешком коснемся афоризма
и метода его построения. Афоризм – это мысль. В первую очередь мысль, притом не
факт, что какая-нибудь оригинальная, даже, скорее общеизвестная. Давайте прям
щас с вами попытаемся придумать афоризм.
Выбираем мысль. Берем, что угодно,
только это желательно записать в одном предложении, хотя, афоризмы бывает,
состоят из большего количества предложений. Итак – Летом, когда особенно жарко
на улице, очень хорошее чувство испытываешь, если выпьешь кружку холодного
пива. Вот такая мысль, давайте ее дербанить.
Посмотрим, что у нас тут есть. Что
в фразе нужно, а что нет. Предлагаю вариант, где выкидываю все лишнее. Пока просто
выкидываю:
Летом очень хорошее чувство
испытываешь, если выпьешь кружку пива.
Ясно же, что раз летом, то когда
особенно жарко. А раз жарко, так и пиво холодное стоит уже по умолчанию. А раз
это идет в контексте, значит не нужно в тексте. Теперь давайте уже заменим
чего-нибудь:
Как хорошо летом выпить кружку пива.
Вот на этом моменте мы уже
получаем, что вся вода отжата. Взгляните на первый вариант, а теперь на последний.
Первый признак афоризма именно в максимальной краткости. Но эта фраза пока еще
далека от афоризма. Это просто мысль, максимально укороченная без потери
смысла.
Дальше нам стоит уже добавить во фразу
художественных ценностей. Можем зарифмовать:
Хорошо же пиво летом, если только
с сигаретой.
Пиво лето – высший класс, для
меня, ее и вас.
Можем добавить сравнение:
Летом пиво, что бабе перед гостями
зеркало – покоя не дает!
Можем заметафорить:
Лейся пенное в жару, а беленькая в
мороз.
Летом занимаюсь культуризмом,
качаю пивом мочевой пузырь.
Дно пивной кружки особенно летом мило.
Или: Пивных бутылок батарея, летом ты всего милея.
Гиперболизировать, то бишь, преувеличить:
Этим летом выстроил очередной
замок из пивных бутылок.
Сменить акцент:
Пиво летом не попил, значит летом
ты не жил!
Применить метонимию:
Пена на усах только летом к лицу.
Иронизировать:
Пиво летом не попил, только форменный
дебил.
Добавить пафоса:
Летом жажда – яд, а пиво –
единственное противоядие.
Теперь, если тысяча человек
твиттанет любую из этих фраз, а потом ретвиттнет, и еще в статус ОдноклAssников поставит, через
годик-другой это может стать полноценным афоризмом. Но, обратите внимание,
насколько пришлось ради трансформации изменить смысл. Если вначале было просто «пиво,
лето, хорошо», в случае с рифмовкой появляется уже сигарета. То есть,
добавляется образность. Если вначале мы могли представить человека, который в
жару пьет пиво, то сигарета дает уже другой образ. Он курит, значит на улице. Вполне
может быть, что на пляже лежит. И наслаждается, козел! А ведь не намек ли тут
на неприязнь к последней компании нашего Правительства о борьбе с алкоголем и
курением? И ведь как это все подорожало, а он, собака, курит и пьеть, и ничего
ему не сделается! Вот сколько смыслов. В изначальной фразе вы бы их не искали,
но вот когда фраза зарифмована, в смысл уже вчитываешься. Ты уже ждешь от
афоризма смысла. И в каждом измененном примере есть что-то еще кроме
пива/жара/хорошо. Но начиналось оно как, сами видели.
Естественно, с каждой трансформацией
добавлялась и художественная ценность. Потому что я над фразой работал. Я знал,
как над ней работать, потому что учился работать с фразами. И так я могу
обработать любую мысль. И даже когда вы читаете этот пост, вы не задумываетесь,
а почему он вот так написал, а не эдак, а я, меж тем, долго учился писать вот
именно так. Притом, что я так пишу сознательно, а в художке своей пишу иначе, а
если бы хотел, мог и тут поменять стилистику. Мне это ничего не стоит, потому
что я над этим – работал, учился.
И, возвращаясь к жиже, сообщаю,
что практически никто за художественной ценностью не следит. Она как бы
приносится на заклание информативности. И это тоже правильно, ибо на то он и
журнал. Но вот для меня журнал Навального и журнал Лукьяненко – далеко не одно
и то же. Хотя пишут они, бывает, об одном, у Пейсателя всегда написано
художественно. Художественно вообще пишут все, чьи журналы я читаю, потому что
для меня, если не художественно, значит, не интересно. Я вот такой ценитель не
только содержания, но и формы. Хотя, вы уже прочли, насколько содержание может
выиграть, если повысить художественную ценность формы.
Не могу не отметить и еще один
момент – псевдо художественная ценность. Видели рекламу по ящику? Где чего-то
там мое ушу, а ты не парься, ты запарь лапшу. Вот в этом тоже никакой ценности
нет. Тот, кто эту рекламу делал, кое-что понимает и просто применил примерно
такой же передел, как я выше, вот только было оно примерно так: Сидит он,
думает, надо бы рекламу лапши сделать. Ага, лапшу. Лапшу – ушу, прикольно. Я еще
я на кун-фу панду ходил вчера с ребенком. Так, ушу – лапшу есть. Что там еще? Чешу?
Нет. Что с лапшой делают? Заваривают, запаривают. Ага, парят! Парься не парься –
по-молодежному.
Ну, а дальше, вы понимаете. Но в
этом нет художественной ценности, потому что вся реклама бессмысленна. Она затрагивает
сразу несколько образов, но все сшито настолько неправильно, что меня только
раздражает.
Пример с лапшой призван показать,
что художественную ценность можно применять практически ко всему, и искать ее
во всем: в сюжете, в оформлении, в смысле. И можно не только констатировать ее отсутствие,
но и искать наличие. И я склонен больше именно ко второму. Чего и всем советую.
Еще надо указать, что именно в соц
сетях особенно видна художественная ценность непосредственно в комментариях. Даже
бывает, что сам постинг – фигня фигней, зато обсуждение вполне себе
художественно. И сразу видать, кто журнализд, кто писатель, кто просто умный
человек, а кто – см. картинку сверху.
Комментариев нет:
Отправить комментарий