Вступление



пятница, 17 февраля 2012 г.

Ганнибал Лектер очень любил невежливых людей, особенно в панировке….





Кажется, я где-то ту фразу уже писал, не помню. Размышляя над размышлениями, я пришел к выводу, что стоило бы мне поразмышлять о вечном. К вечному я отнесу и вежливость, ибо она – антоним невежливости. А как всем известно, человек стал человеком, выдавливая из себя все отрицательное. Тупость, лень, страх, невежливость ту же. Но, недодавил, собака такая, чуть осталось, чтобы тупая, ленивая, страшная и невежливая природа не задавила уже его своей тупостью, ленью, страхом и невежливостью. Вот такое вот несколько галимое вступление получилось. Ладно, попытаюсь исправиться…




Я тут недавно писал про Ганнибала Лектера, но не разбирал этот персонаж во всем его разнообразии. Ведь зло же! Абсолютное. Чуждое. Каннибал-Ганнибал, психопат. Казалось бы, что в нем может привлекать? Я уже касался, что тут действует некий фактор отрицания социума этого нашего чересчур «правильного» мира. Вернее мира, закованного в правила, где слишком многим кажется, что можно ездить быстрее девяноста километров в час, если дорога нормальная, а машина крутая; что можно подойти к совершенно незнакомому человеку и спросить нагло: сигареты есть?; что можно тыкать старшим; что можно… ну, вы поняли – правил много. Некоторые законом наказуемы, некоторые считаются простой невежливостью, то бишь ничем. Так вот, а Ганнибал Лектер, как и многие-многие персы, между прочим, отказавшись от обычной человеческой логики, вроде бы получают зеленый свет нарушать все эти правила. Но вот вопрос, почему у большинства творцов, создающих подобные образы, получаются или отморозки, или какие-нибудь МС? А вот Ганнибал-каннибал настолько привлекателен? Скажете, потому что он – абсолютное зло, а мы где-то все внутри сволочи? Ну, тогда вы повторите мои предыдущие размышления, только более размыто. Нет, друзья мои, все дело в том, что все мы – чересчур правильные. Как и Ганнибал-каннибал.
Чтобы прочувствовать, о чем я говорю, можно вспомнить других маньяков, которые не вызывают ничего, кроме отвращения. Для примера возьмем маньяка-милиционера из Балабановского фильма «Груз 200». Сравним несравненного Ганнибала и совсем посредственного Журова. Разберемся, кто из них «хуже», и кто вызывает большее отвращение. Тут и двух мнений быть не может – Журов просто отвратен. Он с самого первого момента появления на экране, когда заглядывает в окошко машины к профессору, кажется то ли придурком, то ли демоном в человеческом обличии. С ним заговаривают, но тот молчит. Да и потом ведет себя крайне невежливо в любой ситуации. Но, что сделал Журов, и что Ганнибал за фильм? Журов убил троих, похитил девушку, подставил старого приятеля, а Ганнибал только в одном «Ганнибале» сколько народу положил, съел и рассказал, как положил и съел. Но кто кажется отвратней: съевший и искалечивший десятки людей Ганнибал или наш Журов? Не будем касаться того, кто из них больше пугает, ибо живем в Рашке, и нам такой вот Журов страшней любого каннибала, но Ганнибал уж точно привлекательней. Обаятельней. И виной тому, в том числе, и его удивительная вежливость. Он даже убивает вежливо. Вежливо говорит жертве, что съест его жену, вежливо вскрывает череп фэбээровцу. И уж от него никак не ожидаешь, что он кинет девушке в кровать труп жениха, а это – самый отвратительный момент в «Грузе 200». Самый инородный, потому что… так нельзя. Вся наша человечность воет, что это неправильно. Хотя, если разобраться, не Журов убил жениха, а наше драгоценное Государство. От Ганнибала мы не будем ожидать и того, что этот труп пролежит в постели так долго, что мухи заведутся. Слишком для этого Лектер вежлив и культурен. Он вроде бы зло, вроде бы играет не по правилам, получая профит, но в то же время он – воплощения человеческой мечты, чтобы нам в трамвае на ногу никто не наступал, а если и наступил – извинился! А иначе тебя съедят. Ганнибал проявляет УВАЖЕНИЕ к своим жертвам, а порой, нам гораздо важнее не тот факт, что большой палец ноги отдавили шпилькой, а то, что за это мило так извинились.
Тут, давеча, когда летел на работу, чуть не потерял паспорт. Вообще, у меня хреновая память, да, но долговечная плохая, а вот короткая вполне себе. Потому я очень редко чего-то теряю, практически никогда не забываю вещей, когда собираюсь в дорогу, а вот тут случился казус. Ну, летели мы втроем, рейсы задерживались, одному все время приходилось ходить по аэропортам и оформлять всякую хню. Вследствие сего паспорта гуляли по рукам, а уже в Ноябрьске оказались не в моих руках. Мне купили билет на поезд, отдали все вместе с паспортом, а я сидел на чемоданах, мне сунули ворох бумаг, и я, наверное, то ли не сунул в сумочку, где перевожу деньги и документы, то ли он оттуда выпал, когда я вставал. Короче паспорт упал, а я пошел в кафе выпить пива, не подозревая о пропаже. И что же вы думаете, минут через пять подходит полисмен и возвращает паспорт. И все бы хорошо, но в таких ситуациях у нас принято говорит: «С тебя причитается, на держи». То есть вместо того, чтобы просто сказать: возьмите, вы потеряли, а мне ответить: спасибо, надо всунуть это вот «с тебя магарыч». Ну неужели это уже обязательная приставка для нашей психики, что если мы делаем легкое доброе дело – то кафе было в двадцати метах от вокзала – должны получить с него что-то. Хотя бы пустое обещание, что сочтемся, или надежду, что я его отблагодарю. Даже пустую надежду. Неужели нельзя сделать это просто так и остаться при этом профессионалом, ведь это, в конце концов, его работа – делать эти добрые дела!
Но давайте же дадим определение вежливости, наконец. Даже не подглядывая в Википедию.
Вежливость – это изначальная постановка человека и его мнения на один с собой уровень, либо на уровень более высший. Пожалуй, вот что такое есть настоящая вежливость. Впрочем, есть же много вежливостей ложных.
Например, рядом с вежливостью настоящей всегда стояли, стоят и будут стоять такие термины, как «страх» и «лизоблюдство». Они, кстати, не совсем одно и то же, даже я бы сказал, от разных грехов проявления. Страх – боязнь, что за невежливость тебе надают по морде. Или уволят. Или подгадят как-нибудь. Вежливость из-за страха – ложная, ибо стоит убрать платформу страха – все, нет вежливость. Даже она вполне перетечет в издевательства над тем, кого раньше боялся.
Лизоблюдство же – это тщеславие. Это хитрость. В этом варианте тоже вполне возможен страх, но далеко не всегда. Ведь можно же лебезить перед человеком, чтобы он дал вам повышение, и где тут страх? Нет, тут именно алчность и тщеславие правят бал. Потому и эта вежливость – ложная. Она тоже оканчивается, как только цель достигнута.
Что же до настоящей вежливости, она, как между прочим, большинство «хороших правильных вещей» - состояние нравственное. А «правильное» означает, что бесконтрольное извне. Вы же помните, что только истина одна на всех, а правда своя у каждого. Вот и получается, что вежливость, настоящая вежливость – тоже бесконтрольна. Она – порождение вашего внутреннего состояния. Выражаясь иначе: насколько ближе вы подошли к идеалу человеческому, к человеку исключительно высокоморальному – а именно это идеал человека, а не «богатый, красивый, умный» – тем вам вежливость держать легче.
Теперь о вежливости, как обязательном атрибуте положительного персонажа. Да, образ положительного персонажа недостижим без вежливости. При этом следует помнить, что вежливость – это именно то, что я сказал, а вовсе не то, что ваш перс не матюгается. Отнюдь, это вообще необязательно. Вежливость – есть уважение человека к человеку. Перевести старушку через улицу или уступить ей место, хоть она не даст вам в рыло, хоть она слаба, хоть вы не должны этого делать, хоть она, может быть, стоит ниже вас по иерархической лестнице на миллиард ступенек – вот вежливость. Но мало ее перевести, мало место уступить, все это – фигня, если вы изначально ожидаете от нее благодарности, одобрения. Нет, вы должны так сделать, потому что уважаете ее возраст, потому что несмотря ни на что вы ставите ее рядом с собой. Уважение к человеку – корень вежливости, а не ожидание одобрения своих действий. Потому вежливости бывают разными.
Может показаться, что вежливость равна слабости или глупости, но это не так. Вежливость – есть целый жизненный подход, целая ветвь философии. Если разобраться, человек, считающий, что все вокруг изначально глупее его – невежливый человек. А вот человек, допускающий возможность, что все вокруг по крайней мере изначально, до момента более близкого знакомства, не глупее его, вот это уже ближе к вежливости. Вежливость это уже когда говоришь, общаешься, прислушиваешься – на равных. Или ставишь себя чуточку ниже. Ну, так, на всякий случай. А вдруг. Но это уже необязательно, перво-наперво – поставить человека рядом с собой. Опять же, вежливость предполагает общение, потому то, как вы действительно общаетесь с равными себе – это и есть то общение, которое есть достаточный минимум вежливости. Понять, что точка зрения вашего собеседника для него не менее важна, чем для вас ваша. Попытаться понять эту точку зрения. Естественно, если ты ставишь человека ниже себя, если считаешь его глупее, – никогда не признаешь его точку зрения. А ведь именно это важнее всего вашему собеседнику – чтобы считались с его точкой зрения. Это, а не то, что вы в разговоре ругаетесь матом, допустим. Тут совсем другое, если чел считает, что материться плохо, вы, выдав сокровенное «бля», фактически плюете на его убеждения, потому с этим человеком вежливому товарисчу лучше бы не матюгаться, лучше бы не плевать на его идеалы, хоть ты сам не видишь в мате ничего предосудительного.
Вспомните великие образы и персонажи. Ну, не те, эпические, с которыми боролись всякие там пушкины и достоевские, а именно за последнюю пару веков. Все хорошие персонажи – вежливые. Что кино взять, что литру. А как все мы смеемся над американскими героями, которые «дают шанс» главгаду, когда, пусть тот укокошил туеву хучу народу, когда всем уже ясно – злыдень редкостный, но главгер все равно опускает дуло пистолета и выдает: «Ты того не стоишь». А чего не стоишь? Не стоишь того, чтобы нарушить свои идеалы, это да, но еще это же и вежливость в том числе. Потому что положительный персонаж до самого последнего момента уважает злодейские идеалы главгада, потому что он, перс, вежлив. До идиотизма, быть может, но до идиотизма ли на самом деле? Не этот ли подход великодушия и есть попытка режиссера научить зрителя вежливости? Научить считаться с любым мнением изначально. Ну, прежде чем гад вытащит пистолет и его главгер все-таки пристрелит =). А чо, вежливость – не означает слабость. Она предполагает другое, она может допустить слабость, но тогда это может получиться вежливость из страха, и слабости, а это уже… Хотя не всегда, конечно же %)
Потому, доброго тебе времени суток, Блогпост.


Комментариев нет:

Отправить комментарий