Вступление



суббота, 16 февраля 2013 г.

Пост про Север


Решил сделать небольшой отчет о последней рабочей вахте. Пост будет с фото, некоторые уже в жрунале были, но ничего страшного. Итак, Север — с большой буквы, ессно. Север — это чудо, магия и совершенно своя среда. Кто хотя бы несколько лет не прожил на Севере, никогда не сможет воспринять его правильно. Впрочем, это относится и к Югу. В первую очередь на Севере очень холодно. Такие вот вещи там вполне обычны:



  BctQT9onZ8I Фото отсюда: http://vk.com/zyatikov_s?z=photo2170654_297300316%2Fphotos2170654 Как видите, сорок восемь примерно градусов минуса. В наши дни такие низкие температуры не особенно часты; рассказывают, раньше шестьдесят градусов минуса считалось нормой. Но минус сорок восемь — покамест самая низкая температура, что довелось прочувствовать моей коже. За три года, что я езжу на Север по вахте, было минус сорок, но под пятьдесят градусов — впервые. К сожалению, фотографировать сам при таких низких температурах я не решился — пожалел аппаратуру. Если же это описывать словами, всё заволакивает легкой дымкой, как если бы где-то неподалеку горел пожар. Ресницы в такую погоду мгновенно покрываются инеем, на стекло плюнешь — может и треснуть. Холод, впрочем, далеко не самая впечатляющая хренотень Севера. Гораздо противней летний гнус, но об этом как-нибудь уже летом напишу. Когда-то люди ехали на Север не просто так, не даже за деньгами, а ради великой, как им казалось, цели. Освоение. Добыча полезных ископаемых. В тех неблагодарных на хорошую погоду местах богатейшие залежи нефти и газа. Сегодня Север уже более-менее освоен, но когда туда еще только ехали… Примерно вот такие там представали перспективы, перед первыми открывателями: IMG_0036 Голая пустыня, замороженная и покрытая снегом. Земли (земляной почвы, ткскзть) в районе моей работы нет — вместо нее песок. На фото уже две железнодорожных полосы, а раньше была и вовсе одна. Несколько мельчайших городов. Необразованное местное население. И куча советских геологов, ученых и простых работяг. Вот эти последние «простые работяги» и создали неповторимую северную романтику. Они придумали тысячи песен, нарисовали тысячи картин, сочинили тысячи стихов. Когда люди только ехали на Север, они ехали как на войну. Никаких условий быта, никаких средств связи, ни электричества, ни канализации. Только барак и враг, что гораздо сильнее человека — сама Природа. Ее следовало победить, по ее коже проложить дороги, построить города, пустить газопровод и нефтепровод. Не просто «с нуля» воссоздать, а в условиях, когда просто жить трудно. Возвести из условий «в минусе». Само собой, это воспитало совершенно особый разряд людей. В те времена на Север, конечно, ехали еще и за деньгами, но, вы меня извините, те деньги зарабатывались очень тяжело. В каждую «северную надбавку» вложено море пота и крови. Но не только деньги, отнюдь. Была целая идеология. Газовики и нефтяники считались везде почетной профессией. Любой газовик мог называть себя газовиком с гордостью. Он чувствовал, что делает нечто важное и нужное для всей страны. Во времена освоения Севера было совершено бесчисленное количество трудовых подвигов. В те времена вообще словосочетание «трудовой подвиг» — это был не какой-то там левый подвид подвига. Нет, напротив. На Севере теряли здоровье и гибли люди, на Севере шел самый настоящий бой. Беспощадный. И который, между прочим, по сей день не выигран окончательно. Очень хорошо иллюстрирует северную романтику вот это панно с вокзала города Ноябрьска: IMG_0740 Панно огромно — на две противоположные стены. Как видите, недавно на вокзале делали ремонт, но панно уцелело. Чудом, если вы спросите моего мнения. Без этого панно не было бы больше Ноябрьского вокзала. Хотя многие ругают советское массовое искусство, мне оно вполне по душе. Да, оно было далеко не самое красивое, всегда граничило с аскезой, зато было абсолютно осмысленно: IMG_0741 На этих двух фото в каждой детали есть смысл. И девушка, прячущаяся за фонарным столбом от ветра. И рабочий, что курит на лавке. И далекие, мифические города и вышки. И несущееся поезда. Всё это – героизм и результат. Цель. Центральное место и символ — операторы за приборной доской и женщина-диспетчер с микрофоном. За ее спиной будущие города. Она — символ прогресса. Надежда, что этот холодный край когда-нибудь обогреет всю Россию. А с противоположной стены весело смотрит то, что было раньше: IMG_0374 IMG_0375 Природа. Богатая. Со своими шаманскими традициями. Сама природа-мать, сидящая на олене, отступает перед женщиной-диспетчером — прогрессом. Натиском цивилизации. Я подолгу сижу на вокзале, ожидая то поезд, то самолет. И каждый раз нахожу в этом панно какую-то весьма показательную символичную деталь. Деталь Северную. Целый сюжет из героической жизни людей двадцатого века. Целый сюжет из великих подвигов… А вот уже то, что сегодня: IMG_0133 Прогресс победил. На заднем плане два железнодорожника как бы противопоставились обычному дворнику. Они чистят пути не лопатами и метлами, но сжатым воздухом из пики. IMG_0362 Два «Бурана» с привязанными бурами. Вполне себе транспорт для Севера. IMG_0735 «Факел» ранним утром. Вид из насосной метанола. «Факела» — самое упоминаемое песенное слово Севера. В каждой песне они, и крыло самолета о чём-то поет… IMG_0738 В особенно морозную и ясную погоду от «факела» поднимается луч света вертикально вверх (на фото видно плохо — снимал впопыхах). Где бы ты ни стоял — луч упрется в бесконечность точно над тобою. IMG_0350 Сегодня быт уже отлажен. Рюмкой этой я никогда не пользуюсь. Из этого фото самое примечательное — инвентарный номер на тарелке. Я никогда не мог понять, зачем нужны эти номера на всём подряд. Ладно еще, тот же «факел» на учете, но тарелка? Или ложка? Или иголка? IMG_0171 На прошедшей вахте по промыслу бегало много куропаток. Белых, абсолютно не видимых на снегу. Вот вы найдите на фото куропатку. Нашли? Так знайте, их там три, а не одна. IMG_0136 Знак «радиация». В цеху светят швы на сварочных стыках. IMG_0142 Наша служба в этом году взяла первое место в общекомандных соревнованиях. Видов спорта было много — от шахмат до волейбола. По этому случаю решили сделать стенд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий