Вступление



среда, 23 мая 2018 г.

Государственные предприятия


Что показал тридцатилетний опыт новейшей истории России, то есть истории Российской Федерации? Что он не просто показал, а доказал и довел до аксиомы — это беспомощность частного предпринимателя в России. Нет, он есть и реально есть, и его реально много, но я еще не видел ни одной мозоли на его горбу. Зато среди тех частников частенько слышен их главный лозунг: всех денег не заработаешь. Конечно, я немножечко утрирую. Есть и такие, кто пашет с утра до ночи, обычно они, кстати, и успешны. Абсолютное же большинство действует безалаберно, безответственно, без соблюдения правил и норм техники безопасности и, обычно, склонны к рвачеству. То есть не настроены на долгий бизнес, который будет давать приличный доход через десять-пятнадцать лет, а хотят за год «крутануть и сделать 100%». Конечно, как правило, 99% такого бизнеса убыточно.

Что дал нам частный предприниматель за последние тридцать лет? Вот эти коробки современные домов? Частник не построил каждому жителю медленно уменьшающейся в численности страны хотя бы полноценную двухкомнатную квартиру —  это минимум для комфортного проживания одной семьи или даже одного человека. У нас по сей день нет четкой аренды жилья. Нет домов-гостиниц, где человек мог бы жить в арендованном жилье десятилетиями. А ведь это очень логично. Если ты перемещаешься по стране, ища подходящую тебе работу, вовсе не обязательно иметь жилье в собственности. Гораздо проще до пенсии жилье снимать, а там уж и обзавестись чем-то постоянным. Давайте, двушка в хорошем крупном городе не будет стоить ниже трех миллионов. Посчитаем, если три лимона делить на тридцать лет и на двенадцать месяцев —  это будет восемь тысяч триста в месяц. Пусть будет раз в году перерасчет за счет инфляции, пусть плата за хату будет в этом году восемь триста, в следующем восемь четыреста, и через тридцать лет выплатите вы три с половиной миллиона, а не три. Я думаю, многие бы пошли на такие траты и не надо сразу платить три миллиона, брать кредит и выплатить в итоге шесть. Потому что кредит по такой квартире будет тысяч двадцать пять в месяц, а так всего восемь. И застройщик получит свои деньги за квартиру, пусть позднее, пусть через тридцать лет, но застройщику этого не надо. Ему надо сегодня, сейчас, чтобы новое строить… ну, вы дальше знаете.

Какое еще достижения у частного бизнеса? Вот, спустя тридцать лет начали самолеты строить. Машину выпустили приличную. Стройматериалы, наконец, отечественные есть современные. Можно похвалить «Ростсельмаш», который, видимо, попал в руки к хорошему частнику.  Но это что, прорыв? В середине восьмидесятых в СССР было, кажется, 18% мировой промышленности, а сегодня три процента. Вдумайтесь в эти цифры. И ничего не поменяется уже никогда. Мы все ждем наплыва азиатских промышленных товаров, которые нашу страну уже захлестнули. Они будут дешевле по понятным причинам. США, Европа находятся в торгововй безопасности, их технологическое превосходство над Китаем и Индией огромно, они всегда возьмут в торговле этим, а мы что можем показать? Нефть и прочее —  это еще лет пятьдесят, потом наверняка изобретут что-то другое, хоть тот же мирный атом. Но чем наш частник будет конкурировать с Китаем? Ведь мы пока не все в китайском только из-за пошлины и расстояния. И это будет сокращаться.

Нам останется то, что частник добился-таки и это надо признать —  в сельском хозяйстве. И еще научился делать колбасу и печенье из туалетной бумаги, но страну этой соей накормил.

Ну, а теперь немножко отведем в сторону. Чем может гордиться вся новая Россия, а не только частный сектор? Дороги, допустим, привели более-менее в соответствие, по крайней мере, федеральные трассы. Частник строит уродливые короба, а государство красивейшую Олимпиаду отстроила и вообще, спортивных комплексов по всей стране полно. Космодром новый, новые вооружения. Вот вооружениями мы по сей день отлично торгуем и на международной арене востребованы, и в космосе тоже. Атомная отрасль отлично работает и дает огромные деньги —  это наш шанс в будущем слезть с нефтяной иглы и сесть на атомную. Из последних достижений —  Крымский мост. А вот скоро уже и ЧМ по футболу. То есть, надо признать, везде, где есть серьезные победы —  это там, где государство не самоликвидировалось из отрасли. Нефть и газ кормят нашу страну, наше оружие покупается на миллиарды долларов, а государство постоянно участвует в масштабнейших стройках. И всё успешно, вроде бы. Да, долго. Да, неэффективно где-то, дороговасто, но дело делается.

Это я всё к чему. Надо создавать государственные предприятия. Не запрещать частника, а начинать с ним конкурировать, используя государственный ресурс. Семьдесят лет попытки построить коммунизм не прошли для нас даром. Наш человек разучился быть частником. Он снова научится, конечно, но тогда уже разучится трудиться на страну. У частника нет страны, только бизнес. В отличие от частника, государство может себе позволить построить дом и сдать там квартиру за небольшую цену. Может не платить самой себе налоги, что даст преимущество. Может само себя нормально кредитовать. Может делать действительно мощные проекты. Оно и делает это сейчас, но руками подрядчиков. А если само? Пускай начнет делать нормальную колбасу. Построит хотя бы один завод и начнет работать по ГОСТу. Или запустит в каждой области по одному приличному СМУ, а не как сейчас —  дорогами занимаются очень мутные ребята.

Слушайте, схема с полным контролем государства над всей промышленностью у нас в целом работала. Пятая часть мировой промышленности в стране за железным занавесом. Согласен, снова это вернуть не получится и это печально. Но раз уж запустили капитализм, запустите и таргетированный коммунизм. И поглядим, может, ну его, этот капитализм?

Комментариев нет:

Отправить комментарий