Вступление



четверг, 4 августа 2011 г.

Александр Рудазов – мой любимый «пейсатель Ормады»


Да, именно в кавычках, потому как Рудазова я люблю. Книги его, в смысле. Да и так…
Вообще-то, должен же человек с хорошим вкусом – вроде меня – иметь некую дурость, что нравится несмотря ни на что. Я в литературе, смею надеяться, кой-чего понимаю, вижу большую часть недостатков любого писателя, но к некоторым питаю исключительно добрые чувства, даже если вижу… моменты. Рудазов – один из них. Эта статья про него и его творчество.

Вообще, «Армада», она же «Альфа-Книга» ассоциируется у всех с чем-то несерьезным. Ну, ваабсче-та, это правильно, издательство же ведь и специализируется на юмористической литературе, занимая тем самым определенную часть рынка. Признаюсь, и я несколько брезгливо отношусь к большинству армадовских писарей, но понимаю трезво – вполне может быть, вскоре все писательство скатится под теплое крыло этого издательства. Комедия всегда была весьма распространенным жанром, не буду объяснять, почему – как-нибудь в другой раз о комедии. Хотя, я, кажись, уже об этом пару строчек черкал. Так вот, комедия всегда была распространенным жанром, им она и останется. Может даже подгребет под себя остальное. Посмотрите, что происходит сейчас с кино. Кроме комедий и смотреть-то не на что. К тому же, юмор всегда был одним из любимых писательских приемов. Возьмите хоть произведения Дюма-отца. Да хоть тех же «Мушкетеров», к примеру. Юмор там присутствует, ой как. Есть у Дюма и менее известные произведения, написанные в чисто юмористическом жанре. Кстати, некоторые моменты и сцены из них потом перекочевали в «Мушкетеров». Так вот к чему же я веду – в юморении нет ничего плохого. Если юмор – это литературный прием, значит, все отлично. Даже больше скажу, юмор только украшает книгу… если не он главное. Он – как экзотические специи. Если есть, отчего же не сыпануть; нет – обойдемся солью и перцем.
Еще один интересный момент, уже чисто издательский. Многие авторы хотят напечататься, каждый полагает, что обладает потрясающим чувством юмора, и все видят, как «Армада» подбирает топовых авторов СИ и печатает. А присмотревшись, видят, что в подзаголовке произведений большинства таких напечатавшихся стоит – юмор. Многие тоже хотят так напечататься, строгают очередной шЫдевр, ставят юмор в подзаголовок и их… не печатают. Ага, это еще один миф, что напиши про ехидную героиню и все, считай, ты издан на бумаге. Нет, тут несколько сложнее, но не об этом речь. А речь о таких авторах, которые видят, что реальнее всего напечататься в «Армаде». Знают, что там любят юмористов. Потому они добавляют в произведение пару шуток, потом ставят «юмор» в подзаголовок и отправляют. Вот таких напечатавшихся гораздо больше. Непосредственно к Рудазову все это практически не относится, этим долгим вступлением я просто хочу сказать, что не всегда юмористические армадовские книги действительно юмористические. Порой, авторы суют юмор искусственно, для галочки, тксзть, а на самом деле, их книги вполне серьезные. Даже очень. С другой стороны, такие же авторы могут попасть в «капкан юмора», но об этом гораздо ниже. А сейчас, об Авторе.
Есть, ессно, такие люди, которые вообще не знают, кто такой Александр Рудазов. Я не буду приводить официальную биографию, которую на всех сайтах развесели, выдрав из первого поста его ЖЖ, но дам ссылку, собсно, на жижу – Записки хомяка. Тем, кому лень тыкнуть ссылку, расскажу, что родился Александр тысяча девятьсот восемьдесят первого года, первого апреля, что каким-то непонятным мне образом чего-то символизирует или намекает его читателям. Живет в Самаре, получил несколько литературных премий, по большей части ничего не значащих. Особенно известен серией «Архимаг» и «Яцхен». Так же есть две книги из серии «Мудрецы» и «Преданья старины глубокой» - первая книга другой серии. Есть пара внесерийных романов: «Экипаж» и «Властелин». Автор пары сборников рассказов, что интересно и показательно – сборники рассказов и повестей в наше время мало кто может себе позволить печатать, хотя сотня-другая рассказов найдется у каждого. В целом, вот все его творчество – пятнадцать романов и пара сборников рассказов. Вот все это я буду разбирать, но сперва пару слов об авторе. Знаком я с ним мало, но на его форуме тож слегка чудил и переписку имел, так что сказать чего скажу.
Рудазов представитель плеяды современных писателей, активно общающихся с читателем. Пожалуй, в сети трудно найти место, где так подробно разбирали бы книги, и где автор так много объяснял бы написанное. Этот момент мне особенно симпатичен, ибо я считаю, с развитием коммуникационных сфер, навроде интернета, общение с читателем стало очень простым, и глупо не пользоваться этим моментом. Ведь общение именно с простым читателем, а не с литературоведом или другим писателем открывает множество горизонтов. Можно вот так запросто узнать, что понравилось постоянному читателю, ориентироваться под его вкус и т д. Ведь, согласитесь, писателя определяет его ЦА, и как сказал Стив Кинг: нельзя понравиться всем читателям, нельзя даже понравиться большинству; можно понравиться многим иногда. И именно постоянного читателя так уважает Король, именно того, кто купит любую его книгу, просто потому, что она его.
Хотя, хомячество не обошло форум Рудазова, даже, напротив, там оно цветет буйным цветом. Тоже яркий представитель. Автор отвечает на вопросы в несколько грубой форме, напрямик и без прикрас, но отвечает. Я туда заходил под тремя никами и каждый раз получал ответ на вопрос, пусть и не всегда ответ меня устраивал. Но это уже что-то. Вы вон попробуйте зайти в блог Пилюлькина, стопицот процентов, он вам не ответит, как и большинство писателей, чьи величины потрясают… чего-то.
В целом о Рудазове, как о человеке, у меня осталось вполне приятное впечатление. Ну, хотя бы не затошнило, и то хлеб. Не пафосный, вполне адекватный. Правда, не склонный к аналитике, о чем повествует его блог, унылый, чуть более чем полностью. А так, нормальный молодой и талантливый писатель. Даже без этого Б-гомерзкого сокращения МТА. Не пиарится, что тоже внушает некоторое уважение. Тем более, что довольно популярен в сети, есть армия фанатов. Правда, эта армия, как раз тот непостоянный слой, что может сегодня возносить, а завтра уже поливать говном. У таких людей говна всегда много, наверное, есть большие запасники.
Но, теперь непосредственно о творчестве. Давайте постараемся забыть, что я сейчас рассказывал о Рудазове, и попробуем отделить творчество от личности. Все же, иногда это надо пытаться делать. Конечно, тень автора всегда будет в его книгах, но тень – это всего лишь тень.
Для начала, список книг:
Серия «Архимаг» (продолжается)
1. Архимаг (2004)
2. Рыцари Пречистой Девы (2004)
3. Самое лучшее оружие (2005)
4. Серая чума (2006)
5. Война колдунов. Двухтомник: «Вторжение» (2007) и «Штурм цитадели» (2007)
6. Дети Судного Часа (28 июня 2010)
7. Совет Двенадцати (20 августа 2010) [1]
8. Книга в процессе работы (название не утверждено)
9. Заря над Лэнгом (в процессе работы)
Серия «Яцхен» (продолжается)
1. Три глаза и шесть рук (2004)
2. Шестирукий резидент (2005)
3. Демоны в Ватикане (2008)
4. Книга в процессе работы (название не утверждено)
Серия «Мудрецы» (закончена)
1. Три мудреца в одном тазу (2005)
2. Тайна похищенной башни (2009)
Серия «Преданья старины глубокой» (продолжается)
1. Преданья старины глубокой (2006)
2. Книга в процессе работы (название не утверждено)
Внесерийные романы
Экипаж (2005)
Властелин (октябрь 2010)
Теперь место, откуда можно это… купить. Сделайте одолжение, не качайте на Флибусте. Не ради меня, даже не ради моих идеалов (которые…), но потому, что Рудазов подписал то воззвание к Президенту от Удовиченко. Отсюда делаю вывод, что он против пиратства. Я, в принципе, тоже, так что вот ссыль на Литрес.
Ну и начнем, наконец. Атеншен, далее идут жесточайшие спойлеры, фактически, пересказ сюжетов.
Итак, серия «Архимаг».
Начать следует с начала (КО одобряе). Начнем с сюжета. Хрен знает, сколько лет назад некто Креол – шумерский архимаг – добровольно впал в кому, вернее, умертвил себя, чтобы попасть в наше время и осуществить свой хитрый план. Креол решил стать ни меньше, ни больше, а богом. Тут же начинается ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ и ИДЕЯ всего руздазовского творчества. Он ввел некое понятие «метавселенной». Бесконечная штука, эдакая. Чтобы не впадать в долгие фанские объяснения, объясню доступней. Во вселенной есть бесконечное количество параллельных миров и даже вселенных. Иными словами, во вселенной Рудазова возможно абсолютно все. Есть вселенные, похожие друг на друга абсолютно, есть такие, что слегка отличаются, а есть и такие, где все отличается, от физических законов до вообще всего, включая и жизнь. Во множестве миров живет множество народов, есть множество историй и прочего. Но, (почему-то!) персонажи Рудазова живут в мире, практически не отличающимся от нашего с вами. Да, там есть воины, маги и колдуны, но, судя по Креолу, это есть и в нашем мире. Принципиально отличается от нашего только Эйкр (кажется), мир абсолютно плоский, причем, бесконечно плоский. Об этом ниже.
Так вот, Креол попадает в наше время. Автор тут же оговаривается, что изменить прошлое невозможно, зато можно попасть в будущее. Ну, законы такие в метавселенной. И попадает маг в США. Тут многие недруги сразу ехидно улыбаются. Да, именно принадлежность спутницы главгера – Ванессы Ли – к америкосскому сословию порождает множество ляпов в книге. Ну, тоесть почему главгероиня, будучи американкой китайского происхождения (привет РУДН) говорить, используя чисто русские обороты речи? Креол попадает в лабораторию профессора, оживает, при помощи сильного колдунства, знакомится с Ванессой, потом идет долгое и интересное описание быта мага в современном обществе, они попадают в мир демонов – Лэнг (привет Абдул). Тут-то и оказывается, что Креол затем себя и убил и переселился в наше время, чтобы уничтожить мир страшных демонов и за счет сего стать почти богом – высшим магом. А там уж и богом. В процессе всего происходящего мы узнаем, что Креол – старик со склонностями садиста, весьма вспыльчивый субъект. Тут поджидает еще один внеочередной ляп – уж чего Креол не делает, так это не тянет на умудренного старца, которому девяносто лет. От силы тридцатилетний дядька со всеми комплексами и закидонами тридцатилетнего. Так или иначе, Креол возвращается в наш мир, убивает пару демонов, строит летающий дом и улетает в другой мир. На этом «Архимаг» заканчивается.
Следующая книга серии моя любимая – «Рыцари Пречистой Девы». Креол и Ванесса, которую, походя, записали в ученицы, но пока еще не записали в любовницы, так вот, Креол и Ванесса встречаются с Афродитой (Инанной) – богиней любви, которая тоже хочет уничтожить Лэнг и поиметь профит. Она должна помочь Креолу набрать армию, попутно решив несколько личных трудностей. Вот на этом построены две следующие книги. В «Рыцарях» Креол ищет несколько частей заклинания, дабы заполучить на свою сторону супер рыцарей, борцунов с нечестью; в «Самом лучшем оружии» он отправится в другой мир, где будет искать четыре камня, которые помогут ему в будущем оживить старого друга из Шумера. В этих двух книгах явно просматривается квестовка. Герой отправляется на очередное задание, решает его, мочит главгада, получает приз. И так пока не доходит до глав-главгада, мочит его, получает суперприз. Попутно трахает Ванессу, обрастает интересными спутниками, строит планы. Все три шутки богаты на книги, вернее, наоборот. Однако в канву истории они не всегда вписываются, смотрятся порой совсем не к месту. Выкинь, уж точно ничего не изменится, абсолютно ненужные сценки для смысла. Пример, как маг с паладином грели ужин. Страница ни к селу, ни к городу. Но, надо признаться, именно в этих двух книгах так ярко виден легчайший рудазовский язык. Беднейший на метафоры и сравнения, а уже если они есть, то штампованные, однако, язык совершенно понятен. Он не обременен ничем ненужным, автор просто пишет историю, расписывает эпизоды, характеры – никаких кружев. Если придраться со стороны стилистики – ничего особенного и выдающегося в стиле нет. Из единственных достоинств языка только одно – зато какое яркое! – он прост и понятен. Что же, я не согласен с тем, чтобы обеднять язык до простого и понятного, но понимаю эту позицию. Если она, есть, конечно. За последнее время я вообще не уверен, что наши писатели знают о своем ремесле так уж много.
Следующие две книги серии – «Война колдунов». Две части. Тут автор попытался вильнуть. Юмора стало меньше, заметно изменился стиль подачи истории. «Война» насыщена баталиями, колдовскими заклинаниями и прочим экшеном. Мы видим колдунов и магов во всей красе их силы, и тем не менее… Большая часть баталий тоже напоминает компьютерную игру. У каждого колдуна – запас маны. Это такая сила колдовская. Чем ее больше, тем колдун сильнее. Порой так и хочется посмотреть в верхний правый угол страницы книги, а не появился ли там столбик уровня «силы» и «жизни»? Много крови и смертей, а в результате всего это Креол женится на Ванессе и получает целой государство колдунов – армия вновь прокачена.
Немного отступив от описания книг, хочу заметить, что в «Войне» Рудазов пытается вылезти из извечной юмористической ловушки. Да, начинал он именно с чисто развлекательной литературы, но вот надоело ему писать несерьезно. Такой момент наступает в жизни каждого писателя-юмориста, когда хочется вылезти из оков юмора и писать серьезно. Накрайняк, писать сатирически, «высмеивая острые моменты и торчащие углы». Но лучше – серьезно. Но Рудазов понимал, что нельзя так сразу рубить с плеча, потому юмористические моменты в книге есть, но чем дальше, тем более угловато они выглядят, на фоне кровавой и серьезной истории. Попытка создать книгу между очень серьезной и юмористической, не меньше. Как ни странно, получилось неплохо. Не скажу, что так все прям ровненько, но попытка слезть с юмористической иглы – зачотная. Хотя и неудачная в другом плане – многие фэны не поняли этого и назвали Александра УГ, что неверно. С другой стороны, значит такие фэны.
На тот же период приходится еще одна книга, о которой стоило бы поговорить – «Демоны в Ватикане». Но вначале, о серии «Яцхен» в целом. Короче, русские ученые вывели в пробирке шестирукого крылатого монстра, скрестив несколько животных с человеком. Получился очень крутой урод, в итоге он еще окажется почти настоящим демоном – история запутана. В первой книге «Три глаза, шесть рук» рассказывается о моменте осознания Яцхена, как отдельной умственной единицы. В конце он знакомится с той же Инанной, подругой Креола, оказывается, что он, вернее тот чувак, которого скрестили с животными, на самом деле – сын демона из Лэнга. Звать Яцхена – Олег, во второй части он отправляется в Лэнг шпионить для Креола. К тому же, в голове Олега сидит паразит, который с ним все время разговаривает. Ну, это сделано, чтобы было с кем разговаривать – серия «Яцхен» идет от первого лица. Вторая часть весьма интересна и оригинальна, много хорошего юмора, отлично найден образ полковника Щученко (кажется, так зовут перса, не упомню уже). Но и ляпов много. Особенно непонятны внутренние мотивации Олега, типа зачем, да на хрена. Вначале им движет месть, потом любовь к Инанне, потом просто адреналин в ядовитой крови. Кстати говоря, главгеры Рудазова прокачены до ужаса. Олег – супер быстр, силен, умеет перемещаться меж мирами. Креол вообще охренеть какой крутой. Ну, эти пунктики пусть анализируют психологи, об этом надо не пост писать, а книги. Возвращаясь к книгам Рудазова, Олег в итоге попадет в мир, во время средневековья. И оказывается в Ватикане, где как раз бушует Торквемада. Напомню, что Олег – демон. Или почти. Естественно, отношения его с церковью будут противоречивы. Книга эта примечательна огромным количеством «пасхалок». То есть отсылок к моментам истории средневековья, что реально происходили. Из этого можно сделать вывод, что Рудазов – очень начитанный и умный чел. А можно сделать и другой, что он просто крадет готовые сюжетные линии, подставляя на место реальных людей своих персонажей. А умным у нас сейчас может выглядеть любой дурак с компьютером, подключенным к Википедии. Пусть тут выводы каждый делает сам, мне не важен этот момент.
Вернусь к Креолу. Следующая книга «Дети судного часа» - самая слабая в серии, на мой взгляд. Попытка вильнуть в постапокалипсис не пошла на пользу, прежде всего из-за краткости книги. Другие законы жанра в этом направлении, другое исполнение должно быть, а так получилось, что идея не развилась в полном объеме. ИМХО, в постапокалиптике вообще не должно быть юмора, теряется атмосфера. Но эта книга тоже ясна, и тоже заслуживает уважения. Тут автор уже смирился с ролью юмориста, потому шутки вписаны более плавно и в канву, но опробован и другой ход – попытка объединить два жанра: фэнтези и постапокалипсис. Как я уже сказал, получилось плохо. Претерпела легкие изменения и стилистика. С одной стороны, чувствуется, кое-где автор вырос в языке, с другой стороны, как ни прискорбно, Рудазов начал повторяться. В попытках поиграть с сюжетами-жанрами упустил хорошие возможности раскрасить стиль.
Следующая часть приключений Креола – целая аллегория. Насколько я это вижу, аллегория на коммунистическое общество. «Совет двенадцати» повествует о государстве колдунов и о том, как Креол подготавливает его к вторжению в Лэнг. Множество социальных моментов описано, но опять же, из-за краткости получается сумбур. Так и не раскрыто ничего, неясно, ради чего сия аллегория. Ради самой аллегории? Намек на то, что в СССР было хуже или лучше? Даже этого не понятно. А если и нет никакой аллегории, вообще предназначение книги не ясно. Фэны заявляют, что это две проходных романа «Дети судного часа» и «Совет двенадцати», я же говорю, что не может быть в литературе ничего проходного. Иначе это уже не литература.
Не завладела популярностью и третья серия Рудазова «Мудрецы». На мой взгляд, совсем не заслуженно. Первая часть напомнила мне романы Жюль Верна, множество интересных деталей из жизни попаданцев в другой мир. Персы весьма оригинальны, хорошо прописаны, юмор действительно на высоте – первая книга серии лучшая этом в плане. Вторая и последняя получилась скомканной, как и все книги автора того периода. Может, он переживал творческий кризис, может, были какие-нибудь личные проблемы, так или иначе, «Тайна похищенной башни», такое ощущение, написана исключительно чтобы побыстрей закончить с этой серией. ЧСХ то же самое происходит и со всеми сериями, Рудазову явно надоели старые персонажи, он хочет нового. Из-за этого вполне может быть, что концовка «Архимага» получится не такой, какой заслуживает серия, как и «Яцхен». Что до «Преданий старины глубокой», псевдославянского фэнтези по старым русским сказкам (вполне достойная книга, между прочим: оригинальный язык, тщательная проработка славянских мифов, неплохой юмор), у меня такое ощущение, что второй и последней книги серии может не случиться вообще.
Есть еще пара книг вне серий «Экипаж» и «Властелин». Неплохое чтиво, но ничего особенного. Косяки и ляпы вновь компенсируются легкостью стиля, но этим романам далеко до глубины.
Вот очень вкратце о творчестве Рудазова. Согласен, пятнадцать книг требуют большего описания, но ведь я тут не пишу рецензию. Нет, мне гораздо интересней феномен Рудазова, как писателя. С одной стороны, чего тут феноменального – интересные истории, написанные ясным и простым языком. ЦА – лица от восемнадцати до тридцати. Очень уж книги напоминают компьютерные игры, что добавило популярности. Легкое чтиво, пока без претензий. Но не этот феномен я имею в виду.
На примере Рудазова я вижу эту огромную ловушку любых молодых писателей. Вот Александр, хороший писатель, много написал, удалось удержаться на хоть каком-то плаву, но ведь как много подобных ему не удержались даже просто в печатном бизнесе. Даже с такими же книгами. А просто надоели читателю и все. Юморить можно хоть до посинения, итог один – вас же за ваше юморение еще подвесят на суку. Да и писатель, остановившийся на «легком развлекательном» - не писатель. Думаю, Александр понимает это и вот уже пару лет пытается выбраться именно в серьезные писатели. В его текстах я вижу борьбу всей нашей литературы, где правильное борется с популярным. Где авторы пытаются повысить планку, но не... Нет, друзья, я не хотел сказать: им издатель не позволяет. Просто не могут. Но ведь многие даже не пытаются попробовать, а вот Рудазов пробует. Каждая его книга – эксперимент. Куда более сложный эксперимент, ведь он куда ограниченней нас. Он уже писатель Армады, уже юморист. Его уже таким все запомнили. И теперь он хочет приобрести совсем другую аудиторию, но не лишиться прежней. Трудная задача, и Рудазов – один из тех, кто хотя бы пробует ее решить.
Хочется пожелать ему в том удачи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий