Вступление



вторник, 23 августа 2011 г.

Рекомендую почитать – Гарри Поттер



Наконец решил снабдить вас инфой о моих читательских предпочтениях. Сразу оговорюсь – это не рецензия, не отзыв, не литературный разбор. Просто рассказываю, что почитал и что мне понравилось. В случае с Гарри Поттером рекомендую позырить еще и фильмы о нем. Хотя, конечно, наверняка все уже все это видели или читали, но вдруг. Итак, рекомендую вам почитать книги о мальчике-который-выжил.
Вообще знакомство с Поттером я начал давно, лет, эдак, семь назад. Тогда еще читал с бумаги, пришел в книжный и спросил у знакомого продавца, а стоит ли покупать самые дорогие книги в магазине – именно книги о Гарри Поттере? Он усмехнулся тогда, сказал, что книги простоваты, но его детям нравятся. Еще прошелся по огромному шрифту, что, мол, буквы большие, оттого и листаж большой. Ну, купил я третью часть – «Гарри Поттер и узник Азкабана» - и прочитал уже к следующему утру. Вечером я должен был уехать в Уфу на поезде, потому побежал в магаз и запасся первыми двумя книгами, а «Кубок Огня» купил уже в Башкирии. Вернувшись на Ставрополье, я приобрел и последний на тот день роман – «Гарри Поттер и Орден Феникса». На мой взгляд, пятый том – самый сильный из всей Поттериады. «Принц полукровка» же, напротив, самый слабый из серии, ИМХО.


Но давайте вернемся немного назад, чтобы проанализировать серию с самого начала. Если изначально подойти к серии критически, можно разбить любой роман в пух и прах, особенно первые. И все дело тут в отвратительнейшем переводе. Перечитывая первую книгу серии, мне сразу захотелось ее выправить самому, ибо создается такое ощущение, что переводил «Философский камень» не человек, а переводчик Гугл. Настолько бездарно и неадаптировано под хотя бы основы стилистики, что просто хватаешься за голову. Вся книга – канцелярит, чуть более чем полностью. Любой ученик девятого класса и то перешиб бы стилистику романа по уровню. Я даже специально взглянул на английский вариант, так и есть – просто буквальный перевод. Все предложения построены по принципу «это был Гарри, он взял своей рукой волшебную палочку, которая была сделана из дуба». Да, в английском личное уточнение обязательно, но в русском куда больше простора для маневра. Хотя, может и английский вариант не особенно литературен, не настолько я знаток английского, но в русском варианте можно было бы и расстараться. Кстати, я как раз засел за перечитку всей серии, потому и делаю такое большое отступление по языку. С другой стороны, книга эта для детей, там надо писать попроще, но, согласитесь, если взять «это был Гарри, он взял своей рукой волшебную палочку, которая была сделана из дуба» и заменить на «Гарри взял волшебную палочку из дуба» как раз проще и получится.
Из недостатков так же хочется отметить громадное количество роялей. Причем, во всех книгах, но ближе к концу серии они виднее и виднее. Апофеозом роялизма является последняя книга, что особенно видно на фоне фильма. Вместо логического завершения всего получается банальнейший хэпиэнд, а главная тайна книг сводится к тому, что Гарри – крестраж Волан-де-Морта. В какой-то степени это действительно интересно, как и то, что Снегг, как оказалось, защищал Гарри на протяжении всей серии. Но уж простите, так банально засрать концовку не использовав эти моменты и просто убив Снегга, а потом воскресив Гарри, после того, как он помер и доверить Долгопупсу захерачить змеюку – все это никак ни из чего не выходит. Даже жалко становится, что такая замечательная серия окончилась столь предсказуемо-непредсказуемо. Роулинг не смогла разыграть имеющиеся на руках козыри.
Ну что же, с плохим закончил, хотя могу искать моменты снова и снова, благо, их множество. Придется признать, Потериада не идеальна. Совсем. Даже больше того, она глуповатая, но все равно серия – одно из самых значимых произведения нашего века.
Почему так? Не буду навязывать свое мнение полностью, однако оговорюсь, что книги Роулинг куда глубже, чем на первый взгляд кажутся. Неплохо разобрал ее творчество Андрей Кураев – наш гламурный диакон – в книге «Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой». Это я, кста, тоже рекомендую почитать. Следует сказать, что я вижу несколько другой смысл в книгах Роулинг, а вы сможете найти свой, потому что книги довольно неоднозначные. Это один из факторов ее успеха – в книгах есть и второе дно, и третье. Но это, если захотите искать, конечно. Если не захотите, ничего и не найдете. Подтверждением глубины книги являются так же множество аллегорий на жизнь англичан. Допустим, как вы думаете, почему в банке Гринготс работают гоблины, а служащие Министерства Магии попадают на работу через унитазы? Или репортерша с бойким пером – намек на то, как Роулинг достали журнализды. Таких моментов много, все это весьма забавно.
Еще надо сказать, Роулинг написала достаточно добрые книги. Даже жестокие они не кажутся злыми. Да, в «Дарах смерти» уже льются реки крови, но, возможно, это всего лишь попытка компенсировать уж до противного сладкий конец? Однако же в первых трех книгах мало места находится для смерти, зато много для дружбы, а в последних есть уже и любовь. Да, несколько нескладная, наивная, но вполне чистая, где подростки просто целуются, максимально обходя весь сексуальный подтекст.
Ну, что же можно сказать еще. Специально не хотел заострять внимание на общеизвестном, так что едва коснусь того, что книги Роулинг выстроены соответственно с взрослением персонажей и ее читателей. Так же книга яркий пример чистейшего вида придуманной истории. Роулинг не пользуется в книгах никакой «реальной» инфой, даже мобильники и прочие достижения цивилизации обойдены. Роулинг выдумала мир волшебников от начала и до конца, просто выдумала и все, как бы доказывая всему литературному миру, что именно фантазия автора важна в литературе, а не высоколобость. Что надо всем главенствует история, а не желание писателя чего-то умного читателю сказать. Роулинг рассказывает, взывая к самым светлым человеческим чувствам, а не находит «моменты» из «реального» мира, что надо высмеять, а-то и обосрать. И ведь недаром именно эта книга стала самой популярной в мире, обогнав – что символично! – к примеру, тот же «Код да Винчи» - книгу с ярко выраженным сюжетом, завязанным на «реальных моментах истории». Книги фантазии, книги – плод воображения превзошли все «умные» книги, оставив далеко-далеко позади всех, вызвав лютую ненависть литературного мира, но оставив и неизгладимый след в истории литературы, породив даже что-то вроде новой мифологии.
И в любом случае, такие книги читать надо. Обещаю, настроение после них останется хорошее. Многоплановые книги, книги на стыке нескольких жанров, книги о Гарри Поттере, которые прочитать стоит. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий